Формирование ориентиров и идеалов, основанных на
духовных традициях нашего народа, является важнейшей
задачей отечественной системы образования
Выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский
писал: «Творя память преподобного Сергия, мы
проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный
запас, завещанный нам великими строителями нашего
нравственного порядка». Сохранение этого порядка,
передача грядущим поколениям связанной с ним системы
ценностей, формирование у людей ориентиров и идеалов,
основанных на духовных традициях нашего народа, является
важнейшей задачей отечественной системы образования.
Решить ее невозможно без совместных усилий Церкви,
государства и всего общества.
Из приветствия
участникам I Московских образовательных
чтений,
22 октября 2013 г.
Епископ – в первую очередь пастырь, духовный отец
народа, над которым он поставлен
Что же значит быть епископом Церкви Христовой? Священное
Писание говорит нам, что «Дух Святый постави
епископы пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию
Своею» (Деян. 20: 28). Посему архиерей – это
не только начальник или администратор, надзирающий за
порядком в порученном ему церковном уделе, каковым его, к
сожалению, иногда воспринимают и клир, и миряне. Епископ
– в первую очередь пастырь, духовный отец народа,
над которым он поставлен… Пастырство, по словам
святителя Григория Богослова, – это «не
столько начальство, сколько воспитание детей»
(Слово 12)…
Вера в Спасителя и Его Церковь – вот та реальная
сила, с помощью которой возможно противостоять злу в этом
мире, и ничем другим в этом мире, никакой человеческой
силой невозможно победить зло… Не обрядоверием, не
машинальным следованием церковному уставу спасается
человек, но благодатью Божией, которая стяжается глубокой
и горячей верой, подкрепляемой любовью, смирением и
добрыми делами…
23 октября 2013 г.
Одно дело – мысль, другое дело – жизнь
Очень многие слово «свобода» связывали с самым
лучшим, думая, что политическими средствами можно достичь
подлинной свободы человека. Но они ошибались. Провозглашая
свободу, равенство и братство, те, кто это делал, были
готовы уничтожать людей, разрушать страну, отказываться от
истории, отказываться от Бога – только для того,
чтобы эти слова были осуществлены в жизни. Но мы знаем,
что вместо равенства получили неравенство, вместо свободы
– рабство, вместо братства –
отчуждение…
Одно дело – мысль, другое дело – жизнь. Мысль
без дела не имеет ценности. Только тогда, когда мысль
добрая осуществляется в реальной жизни людей, эта мысль
имеет ценность…
Постоянное памятование о Боге является величайшей
добродетелью
Апостол Павел учит нас тому, что есть дар Духа. Любовь,
радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
кротость, воздержание – такие простые и ясные слова.
И апостол говорит, что на тех, кто стяжал эти добродетели,
нет закона. А что означает, что над кем-то нет закона? Это
означает, что над ним нет суда… Никакого суда над
теми, кто стяжал эти духовные добродетели, не будет:
умирает человек и переходит от смерти к вечной
жизни…
Невозможно по отдельности воспитать в себе эти дары
Святого Духа – можно только целостностью своей
жизни. И возникает вопрос: может быть, в духовной жизни
есть что-то одно, что способно воспитать в нас все эти
добродетели одновременно? И ответ на этот вопрос такой:
есть! Есть такая добродетель.
Святой Ефрем Сирин говорит: «Господи, если мы
постоянно пребываем пред очами Твоими, то от нас
изгоняется всякий грех». Вот это пребывание пред
лицом Божиим, постоянное памятование о Боге, как говорит
Златоуст, является величайшей добродетелью…
Если мы о Боге помним, то наше сердце пребывает в любви, в
радости, в мире. Мы способны на долготерпение и на
благость, мы становимся кроткими – ведь как можно
гордиться пред лицом Божиим? Мы становимся людьми глубокой
веры, потому что молитва и пребывание пред лицом Божиим
связывают нас с Ним тесной, глубинной связью.
Из слова
в день памяти преподобного Амвросия Оптинского во
Введенском соборе Оптиной пустыни,
23 октября 2013 г.
Каждому человеку дана возможность видеть Бога
Каждому человеку дана возможность видеть Бога – не
своими физическими глазами, но зрением духовным. У одних
это зрение более сильное, пронзительное, у других –
слабое, притупленное. Некоторые, по слову апостола Павла,
видят эту реальность как бы через тусклое стекло (см.: 1
Кор. 13: 12), как люди, потерявшие зрение, которые с
трудом различают лишь силуэты. Так и мы в круговерти нашей
жизни, отвлекаясь на множество проблем и только изредка
прибегая к молитве и к общению с Господом, как через
тусклое стекло, словно мутными, больными глазами, видим
лишь некий силуэт, некий расплывчатый образ, который
временами вообще скрывается из нашего поля духовного
зрения…
Но если мы укрепляем себя в молитве, если молитва
сопровождает нас по жизни, если мы вступаем в общение с
Богом через участие в Таинствах Церкви, если мы открываем
Богу свою душу, причащаясь Святых Таинств Сына Его
Единородного, – то мы прозреваем, и расплывчатое
изображение иной реальности становится все более ясным. Мы
начинаем созерцать если не Самого Сущего, по слову Василия
Великого, то, по крайней мере, Его яркий и убедительный
след в нашей собственной жизни, в истории нашего народа, в
истории рода человеческого.
Из проповеди
в Троицком соборе Подольска,
25 октября 2013 г.
Храните силу духа, как хранили ее наши предки
Мы становимся слабыми, потому что нас расслабляют блага
цивилизации. Но мы должны помнить, что чем слабее
становится внутренний человек, тем он уязвимей, вне
зависимости от того, насколько крепко его здоровье,
насколько накачаны его мышцы, какое положение он в
обществе занимает. Внутренняя слабость человека есть
опаснейший диагноз…
Многое в жизни можно с легкостью проиграть, если слабый
дух. И Церковь призывает современных людей, расслабляемых
благами цивилизации, воспитывать свой дух, становиться
духовно сильными. Тогда у нас многое получится, тогда мы
преобразим до неузнаваемости наше Отечество. Мы будем
хорошо трудиться, мы будем мужественными и сильными,
хорошо организованными, мы будем способны решать множество
проблем.
Сила духа воспитывается верой, воспитывается
нравственностью, культурой, воспитывается традицией. И
какими бы ни были разрушительными влияния современного
информационного пространства на человека, храните эту силу
духа, как хранили ее наши предки.
Из слова
у памятника героям Великой Отечественной войны в
Подольске,
25 октября 2013 г.
Монастыри – форпосты целомудрия
Усвоение слова Божиего — это всегда борьба. Иоанн
Златоуст размышляет на ту же тему и говорит, что только
душа, пребывающая в твердости и не ослабевающая, может
одержать победу…
Дом разрушается, когда появляются трещины, когда
нарушается целостность конструкции. Так же и душа —
она не способна никакой победы одержать, если нарушена ее
целостность.
А что же сохраняет целостность человеческой души,
человеческой личности? Добродетель, которая называется
целомудрием. Целомудрие — это, конечно, плотская
чистота, но не только. Целомудрие — это такой образ
жизни, который направлен на сохранение внутренней
целостности личности. А мы разрушаем эту целостность не
только плотскими грехами, которые порождают двоедушие в
человеке. Мы разрушаем эту целостность всякий раз, когда
наши мысли и слова не соответствуют нашим делам; когда
мысли опасные, злые, гадкие, направленные на причинение
зла другому человеку, мы внешне упаковываем в
респектабельные действия и слова. Мы лицемерим, мы носим в
сознании и в сердце зло, желание навредить человеку,
сбросить его с нашего жизненного пути, ослабить его силы,
— а внешне ведем себя совершенно прилично…
Мы теряем эту внутреннюю силу и уже неспособны одержать
победу. Поэтому нам нужны примеры — не только
книжные примеры, не только примеры в слове — нам
нужны примеры в делах. Вот монастыри и призваны быть
местами, где люди воспитывают в себе целомудрие, — и
принятием обетов, и жизнью в подчинении воле Божией.
Именно целостность личности, которая является результатом
победы человека над самим собой, и нужна людям. Именно
поэтому такой любовью и почтением окружаются святые
обители. Не потому что там красивые храмы или
замечательные братские корпуса, но потому что там живут
люди, тоже со своими слабостями и со своими грехами, но
борющиеся за сохранение своей целостности.
Из слова по
окончании Литургии в Троицком соборе Данилова
монастыря
в день празднования 30-летия возрождения
обители,
27 октября 2013 г.