Россия – это страна-цивилизация
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Каждый
христианин в своей жизни задается или, по крайней мере,
должен задаваться вопросом: «Что, Господи, Ты
повелеваешь мне сделать в жизни? Каков замысел Твой обо
мне и о моей жизни?» Но тот же вопрос можно
поставить и о человеческих сообществах: например, каков
замысел Божий о России? Что Бог повелевает нам, как
наследникам, продолжателям единой Святой Руси и
традиций Русского мира, совершить в то время, которое
Он нам дал? Является ли Россия особой, уникальной,
самостоятельной цивилизацией?..
Мы обязаны дать утвердительный ответ. Да, Россия –
это страна-цивилизация со своим собственным набором
ценностей, своими закономерностями общественного развития,
своей моделью социума и государства, своей системой
исторических и духовных координат…
Ценность любой цивилизации – в том,
что она несет человечеству. И
перед каждой цивилизацией стоит вопрос: способна ли она
отражать в мыслях, чувствованиях, словах и делах ту
непреходящую правду, которая имеет значение в вечности?..
России как стране-цивилизации есть что предложить миру.
Это наш опыт строительства справедливых и мирных
межнациональных отношений… Это концепция
нравственных ценностей, не позволяющая девальвировать
институт семьи и разрушить жизненные ориентиры личности, а
также Богом определенные отношения между мужчинами и
женщинами…
Со времен Крещения Руси слова Спасителя о том, что
«нет больше той любви, как если кто положит душу
свою за друзей своих» (Ин. 15: 13), подобно
камертону, настраивали мысли и чувства наших предков на
служение евангельскому нравственному идеалу.
Из слова
на открытии XVII Всемирного русского народного
собора
в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя в
Москве,
31 октября 2013 г.
Способность жертвовать объединяет людей
Когда человек жертвует, то тот, кому он жертвует,
становится для него ближним, как свидетельствует притча о
милосердном самарянине (см.: Лк. 10: 30–37). Когда
один человек делает добро другому, между ними
устанавливается некая таинственная связь. Без этого
человеческое общество не может существовать. Если добро в
отношениях между людьми, взаимная поддержка исчезают, то
исчезает и способность общества к солидарным действиям.
Из слова
на встрече с представителями властей Дальнего
Востока
в Патриарших покоях храма Христа Спасителя,
31 октября 2013 г.
Нам нужно приложить все силы, чтобы приблизить
жизнь народа к Евангельскому идеалу
Церковь Христова по своей внутренней природе не может
ограничивать деятельность лишь стенами храмов, ибо
призвана возвещать правду Божию всем людям, разделяя с
ними хранимое ею сокровище веры…
Однако привлечь в ограду церковную тех, кто по разным
причинам находится вне ее, – очень трудная задача,
для достижения которой нам следует искать новые способы
миссии в современном мире, самим идти навстречу людям,
переступая порог храма. Нам нужно приложить все силы,
чтобы приблизить жизнь народа к Евангельскому идеалу,
чтобы голос Церкви звучал в обществе громко и убедительно.
Именно ради обретения душ человеческих для Царствия
Небесного, а не с какой-то иной целью мы образуем сегодня
епархии, открываем храмы и монастыри. И они должны
наполняться людьми, соборная молитва которых является
главным украшением любого храма.
Из слова
при вручении архиерейского жезла
Преосвященному Тихону (Бобову), епископу Ишимскому и
Аромашевскому
в храме Христа Спасителя г. Москвы,
3 ноября 2013 г.
Труды святых Кирилла и Мефодия
Значение трудов Солунских братьев для становления и
развития всего Русского мира поистине огромно: создав
азбуку, переведя на славянский язык Священное Писание,
положив начало переводу богослужебных книг и формированию
письменной культуры, они тем самым во многом определили
духовный путь народов исторической Руси и передали им
великое сокровище православной веры. Благодаря деяниям
святых Кирилла и Мефодия славяне получили возможность
войти в живое взаимодействие с христианскими странами,
приобщиться к их традициям, основанным на евангельских
идеалах, стать, по слову апостола Павла, не чужими и
не пришельцами, но согражданами святым и своими Богу
(см.: Еф. 2: 19).
Из приветствия
участникам VII Ассамблеи Русского мира,
3 ноября 2013 г.
Жизнь за гробом существует
Когда каждый из нас переступит черту, отделяющую жизнь
физическую от новой жизни, наши очи откроются, и мы во
мгновение все поймем… Жизнь за гробом существует.
Это не миф, не сказка – это то, что реально
существует, и, может быть, еще более реально, чем та
действительность, в которой мы сейчас находимся…
В той реальности люди пребывают как бы в разных мирах, и
что каждый из этих миров соответствует внутреннему
состоянию человека. Не может злой пребывать среди добрых
– тогда ни он, ни добрые не будут счастливы, не
будут иметь полноты жизни. Не может и добрый пребывать
среди злых, что было бы несправедливым. Известно, как
страдают невинные люди, которых помещают в тюремную камеру
вместе с преступниками. Их жизнь становится адом, потому
что их внутренний мир несовместим с миром тех, кто их
окружает.
Вот так же и после нашей земной жизни каждый будет там и в
том окружении, которое соответствует его духовному и
нравственному состоянию. Если внутри обман, коварство,
злоба, ложь, предательство, лицемерие, стремление к
богатству и наслаждениям, если разрушены все ценности
жизни, если для достижения своих целей человек способен
сделать все, переступив через любые принципы и идеалы,
– то такой человек, если в какой-то момент окажется
способен разобраться в самом себе, скажет про себя:
«Недостоин я милости Божией».
Но Господь учит нас, что даже такой падший человек, в
котором как бы нет ничего такого, что может перейти в
жизнь вечную, в котором все отягощено страстями, гнетущими
и разрушающее душу, – даже такой человек по милости
Божией, через Крест Христов, Его страдания и Его
Воскресение имеет надежду на жизнь будущего века, если
принесет искреннее покаяние и явит глубокую веру.
Из проповеди
в неделю 19-ю по Пятидесятнице
в Храме Христа Спасителя,
3 ноября 2013 г.