Образ 2
Анна Приткова.
Не нужно представлять движение Духа Святого, движение благодати как движение воздуха, газа. Если в движении воздуха вы можете ориентироваться и предполагать направление движения, судя по тому, откуда дует ветер, то движение благодати не предсказуемо. Оно не последовательно.
Посмотрите на примере нескольких современных снимков, и вы поймете слова Христа, сказанные Никодиму.
Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
(От Иоанна 3:8).
То же самое происходит в явлении света.
.
Но солнце находится за зданием церкви, причем не в зените: видите, какая большая тень падает от здания, за которым находится оно. Солнце ниже не только колокольни, но и ниже постройки. А вспышки света на переднем плане. И движение света похоже на своеобразный скачек: то в точке «а», то в точке «б» облако горит, А МЕЖДУ ТОЧКАМИ ОБЛАКА НЕ БЫЛО. Свет не передвигался, как облака, а исчезал и вновь появлялся в другом месте.
Первый снимок сделан в 11 часов 12 минут 22 секунды, второй в 11:12:32, третий в 11:14:16.
До этого наш корреспондент снимал внутри.
Свет в алтаре – это не блики от фотовспышки.
Алтарь всегда планируется на восток, следовательно, в полдвенадцатого дня в алтаре могло светить и солнце.
Служба закончилась, священник провожает губернатора, прихожане почти все вышли. Корреспондент снимает для меня иконостас и света не замечает. Она торопится, так как ее никто ждать не будет, поэтому делает снимки на бегу. Но свет виден прекрасно не только через Царские Врата, но и в треугольники над иконостасом.
Следующий снимок сделан у выхода. Обратите внимание на тех, кто находится в церкви. Они не видят света и ведут себя спокойно. Каждый занят своим делом.
Если солнце освещает алтарь на востоке, то свет на юге уже не солнце. Тем более, светящееся облако на западе никак не назовешь солнцем.
Вот такие скачки света показывают нам то, что Дух Святой, благодать, святые не всегда передвигаются плавно, последовательно.
Явление света – самое простое явление Бога человеку во все времена.
Так и голос слышится то в одном месте, то слышен в другом. Это не материализованный голос и свет, а благодатный.
После падения человека, когда тот начал призывать Бога, Господь не оставил призыва без внимания Своего, но через Моисея запретил делать условные знаки и поклоняться им как Творцу, ибо призывание Бога на предмет, предполагает освящение предмета, замену материи сотворенной на благодатную материю. Освятить же Свое творение Господь предполагал через Христа, и соединиться с материей тоже планировал сделать позднее. Поэтому на призыв, обращенный к предмету, всегда являлся князь мира сего.
Запрет на изображение бога не был актом против искусства вообще, напротив творчество даже поощрялось Богом, вспомните скинию собрания и украшения ее, те же Херувимы над крышкой ковчега или виноград и яблоки были не плодом человеческой фантазии, а прямым указанием Бога сделать их такому-то человеку, по такому-то образцу.
1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина;
3 и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством,
4 работать из золота, серебра и меди, [из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона],
5 резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела;
6 и вот, Я даю ему помощником Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова, и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали всё, что Я повелел тебе:
7 скинию собрания и ковчег откровения и крышку на него, и все принадлежности скинии,
8 и стол и [все] принадлежности его, и светильник из чистого золота и все принадлежности его, и жертвенник курения,
9 и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его,
10 и одежды служебные и одежды священные Аарону священнику, и одежды сынам его, для священнослужения,
11 и елей помазания и курение благовонное для святилища: всё так, как Я повелел тебе, они сделают. (Исход 31:1-11).
Идет процесс обучения со стороны Самого Бога искусству делания культовых предметов и отношению к ним человека.
17 Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя;
18 и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки;
19 сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее;
20 и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов.
21 И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе;
22 там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым.
(Исход 25:17-22).
Тут же Господь говорит об искусстве вышивания херувимов. То есть речь идет не только о тех херувимах, что буду расположены на крышке, но и о тех, что будут вышиты на занавесе, и покрывалах.
И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы; (Исход 26:31).
Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою; (Исход 26:1).
Одежде священников Господь уделяет немалое внимание. Она тоже представляла собой произведения искусства тех, кто был научен Богом, и служила для славы Бога.
2 И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия.
3 И скажи всем мудрым сердцем, которых Я исполнил духа премудрости [и смышления], чтобы они сделали Аарону [священные] одежды для посвящения его, чтобы он был священником Мне.
(Исход 28:2,3).
Золото, драгоценные камни, вышивка одежды должны были быть на священнике как обязательные атрибуты служения, чтобы не умереть тем, кто непочтительно отнесется к служению и Богу.
4 Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод * [(* Короткая одежда. — Прим. ред.)], верхняя риза, хитон * [(* Долгая нижняя одежда. — Прим. ред.)] стяжной, кидар * [(* Головное украшение. — Прим. ред.)] и пояс. Пусть сделают священные одежды Аарону, брату твоему, и сынам его, чтобы он был священником Мне.
5 Пусть они возьмут золота, голубой и пурпуровой и червленой шерсти и виссона,
6 и сделают ефод из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и из крученого виссона, искусною работою.
7 У него должны быть на обоих концах его два связывающие нарамника, чтобы он был связан.
8 И пояс ефода, который поверх его, должен быть одинаковой с ним работы, из [чистого] золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона.
9 И возьми два камня оникса и вырежи на них имена сынов Израилевых:
10 шесть имен их на одном камне и шесть имен остальных на другом камне, по порядку рождения их;
11 чрез резчика на камне, который вырезывает печати, вырежи на двух камнях имена сынов Израилевых; и вставь их в золотые гнезда
12 и положи два камня сии на нарамники ефода: это камни на память сынам Израилевым; и будет Аарон носить имена их пред Господом на обоих раменах своих для памяти.
13 И сделай гнезда из [чистого] золота;
14 и [сделай] две цепочки из чистого золота, витыми сделай их работою плетеною, и прикрепи витые цепочки к гнездам [на нарамниках их спереди].
15 Сделай наперсник судный искусною работою; сделай его такою же работою, как ефод: из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона сделай его;
16 он должен быть четырехугольный, двойной, в пядень длиною и в пядень шириною;
17 и вставь в него оправленные камни в четыре ряда; рядом: рубин, топаз, изумруд, — это один ряд;
18 второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз;
19 третий ряд: яхонт, агат и аметист;
20 четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис; в золотых гнездах должны быть вставлены они.
21 Сих камней должно быть двенадцать, по числу [двенадцати имен] сынов Израилевых [на двух раменах его], по именам их [и по рождению их]; на каждом, как на печати, должно быть вырезано по одному имени из числа двенадцати колен.
22 К наперснику сделай цепочки витые плетеною работою из чистого золота;
23 и сделай к наперснику два кольца из золота и прикрепи два [золотых] кольца к двум концам наперсника;
24 и вдень две плетеные цепочки из золота в оба кольца по [обоим] концам наперсника,
25 а два конца двух цепочек прикрепи к двум гнездам и прикрепи к нарамникам ефода с лицевой стороны его;
26 еще сделай два кольца золотых и прикрепи их к двум другим концам наперсника, на той стороне, которая лежит к ефоду внутрь;
27 также сделай два кольца золотых и прикрепи их к двум нарамникам ефода снизу, с лицевой стороны его, у соединения его, над поясом ефода;
28 и прикрепят наперсник кольцами его к кольцам ефода шнуром из голубой шерсти, чтобы он был над поясом ефода, и чтоб не спадал наперсник с ефода.
29 И будет носить Аарон имена сынов Израилевых на наперснике судном у сердца своего, когда будет входить во святилище, для постоянной памяти пред Господом. [И положи на наперсник судный витые цепочки, положи на оба конца наперсника, и положи оба гнезда на обоих плечах на нарамнике с лица.]
30 На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить [во святилище] пред лице Господне; и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицем Господним.
31 И сделай верхнюю ризу к ефоду всю голубого цвета;
32 среди ее должно быть отверстие для головы; у отверстия ее вокруг должна быть обшивка тканая, подобно как у отверстия брони, чтобы не дралось;
33 по подолу ее сделай яблоки из нитей голубого, яхонтового, пурпурового и червленого цвета [и из крученого виссона], вокруг по подолу ее; [такого вида яблоки и] позвонки золотые между ними кругом:
34 золотой позвонок и яблоко, золотой позвонок и яблоко, по подолу верхней ризы кругом;
35 она будет на Аароне в служении, дабы слышен был от него звук, когда он будет входить во святилище пред лице Господне и когда будет выходить, чтобы ему не умереть.
36 И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезывают на печати: «Святыня Господня»,
37 и прикрепи ее шнуром голубого цвета к кидару, так чтобы она была на передней стороне кидара;
38 и будет она на челе Аароновом, и понесет на себе Аарон недостатки приношений, посвящаемых от сынов Израилевых, и всех даров, ими приносимых; и будет она непрестанно на челе его, для благоволения Господня к ним.
39 И сделай хитон из виссона и кидар из виссона и сделай пояс узорчатой работы;
40 сделай и сынам Аароновым хитоны, сделай им поясы, и головные повязки сделай им для славы и благолепия,
41 и облеки в них Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, и помажь их, и наполни руки их, и посвяти их, и они будут священниками Мне.
42 И сделай им нижнее платье льняное, для прикрытия телесной наготы от чресл до голеней,
43 и да будут они на Аароне и на сынах его, когда будут они входить в скинию собрания, или приступать к жертвеннику для служения во святилище, чтобы им не навести [на себя] греха и не умереть. Это устав вечный, [да будет] для него и для потомков его по нем.
(Исход 28:4-43).
Оказывается, грех совершают те христиане, которые скромно одевают своих священников во время богослужения.
Господь не разрешает каждому прикасаться к тем предметам, которые располагаются рядом с ковчегом Завета, над которым находится Бог – чистая энергия, благодать.
Еще нет соединения Бога с творением, а процесс обучения уже идет. Человек на практике постигает, каким он должен быть в присутствии Бога.
17 И сказал Господь Моисею, говоря:
18 сделай умывальник медный для омовения и подножие его медное, и поставь его между скиниею собрания и между жертвенником, и налей в него воды;
19 и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги свои;
20 когда они должны входить в скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть; или когда должны приступать к жертвеннику для служения, для жертвоприношения Господу,
21 пусть они омывают руки свои и ноги свои водою, чтобы им не умереть; и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их.
(Исход 30:17-21)
Благовонные курения и миро, сделанное по указанному составу, становятся условным знаком, вызывающим благодать Бога Живого исключительно при служении, и применение их в других целях карается смертью.
22 И сказал Господь Моисею, говоря:
23 возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят,
24 касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин;
25 и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания;
26 и помажь им скинию собрания и ковчег [скинии] откровения,
27 и стол, и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения,
28 и жертвенник всесожжения, и все принадлежности его, и умывальник и подножие его;
29 и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится;
30 помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне.
31 А сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши;
32 тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте [сами себе] подобного ему; оно — святыня: святынею должно быть для вас;
33 кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего.
34 И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего половину,
35 и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый,
36 и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас;
37 курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа;
38 кто сделает подобное, чтобы курить им, [душа та] истребится из народа своего. (Исход 30:22-38).
Соединялся ли Господь с благовонным курением и заменял ли его на благодатное, энергетическое? Нет. Но сам состав из указанных благовоний служил сигналом для концентрации энергии вокруг курения или помазанника Божьего.
Миро это условный знак, указывающий на то, что предмет или человек принадлежит Богу. Отсюда и определенные требования к нему, к его составу и применению.
Итак, Господь приходил к человеку во времена Моисея звуком (голосом), светом (столпом огненным), изображением (Образом Божиим), (столпом облачным), и невидимой концентрацией энергии или благодати вокруг условных предметов, но обожения материальных предметов не было, не было обожения и человека.
Но был ли Илья Пророк и Енох обоженными при жизни? Вошли они в Царствие Небесное вместе с плотью, как Христос, или нет? Был ли Моисей богом еще при жизни? О том поговорим в следующей главе.