Мы имеем Ходатая
Почему праздник Вознесения
Господня так важен для нашей веры и надежды? Потому
что Христос возносится на небо, чтобы приготовить нам
место на небесах.
Небо в Священном Писании означает как физическое небо,
которое мы видим над нашими головами, с которого льется
дождь или идет снег, так и небо духовное – место
пребывания Бога, ангелов и святых. Это двойное
употребление связано с тем, что люди Библии (и многие
поколения верующих после них) видели в физическом мире
икону мира духовного: небо над головой, с облаками днем и
звездами ночью, напоминало о вездеприсутствии Божием.
Поэтому совершенно естественно, что Господь возносится
– а не просто удаляется. Его скрывает из вида Облако
– библейский символ присутствия Божия.
На небе духовном пребывают ангелы, и оттуда они посещают
землю (см., напр.: Лк. 2: 15). На небе пребывают спасенные
души (см., напр.: Откр. 18: 20). Но самое главное –
на небе пребывает Бог. Он есть «Отец, сущий на
небесах», как нам заповедано молиться. Нередко в
Писании слово «Небо» служит заменой для слова
«Бог» – потому что люди опасались
произнести имя Божие напрасно.
Небо – это измерение реальности, в котором
присутствие Бога явно; туда отправляются души
благочестивых христиан после смерти. Как говорит апостол:
«Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что,
водворяясь в теле, мы устранены от Господа, – ибо мы
ходим верою, а не видением, – то мы благодушествуем
и желаем лучше выйти из тела и водвориться у
Господа» (2 Кор. 5: 6–8).
Здесь, на земле, мы «устранены от Господа»
– в том смысле, что Его бытие для нас является
предметом веры, а не очевидности; здесь мы можем унывать
или испытывать сомнения. Но наши испытания кончатся,
когда, переместившись на небо, мы окажемся в Его
несомненном и явном присутствии. Как еще говорит апостол:
«Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому
что это несравненно лучше» (Фил. 1: 23). Это
пребывание во свете лица Божия является для спасенных
источником бесконечной радости и утешения. Им еще
предстоит общее воскресение – но они уже дома, они
прибыли на место.
Писание говорит о том, что Христос вошел на небеса
«предтечею за нас» (Евр. 6: 20) и что Он стал
нашим Ходатаем (см.: 1 Ин. 2: 1; Рим. 8: 34; Евр. 7: 25,
8: 6, 9: 15, 12: 24). Христос взошел на небеса ради нас,
чтобы проложить нам путь. Как и все Свои деяния, Христос
совершает это «нас ради, человек, и нашего ради
спасения».
Почему ходатайство Господа Иисуса необходимо? Мы не можем
войти на небеса, явиться пред лицо всесвятого Бога, потому
что мы – грешники. Пророк Исаия
– нравственный и благочестивый человек –
испытывает ужас и глубокое сокрушение, когда он
оказывается перед Богом:
«В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на
престоле высоком и превознесенном, и края риз Его
наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у
каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице
свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали
они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь
Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи
врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И
сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми
устами, и живу среди народа также с нечистыми устами,
– и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда
прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий
уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся
уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и
беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен»
(Ис. 6: 1–7).
Это пророчество говорит о Евхаристии – которую
прообразует горящий уголь с жертвенника, – но оно
еще раз обращает внимание на нашу главную беду –
грех. Как мы можем войти на небеса, к Богу? И слово Божие
говорит: через Иисуса Христа, нашего Ходатая. Он, как
говорит Писание, «совершив Собою очищение грехов
наших, воссел одесную престола величия на высоте»
(Евр. 1: 3).
Мы не можем искупить наши грехи – но они искуплены
Его жертвой. Мы, бедные грешники, не можем быть приняты на
небесах ради нашей праведности – но «мы имеем
ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника» (1
Ин. 2: 1). Люди часто просят о милости «ради
Христа» – и милость у Бога ожидает нас тоже
«ради Христа».
Мы становимся причастны этим благам, пребывая в союзе со
Христом, «во Христе», как говорит Писание,
через истинную веру – которая проявляется в
Крещении, Евхаристии и хранении заповедей. Тогда –
если мы храним наше единство с Церковью Христовой –
Христос также и наш Ходатай, и мы тоже пребываем в доброй
надежде войти на небеса ради Его праведности. Как говорит
святой Иоанн Златоуст: «Потому, если Дух
ходатайствует воздыханиями неизглаголанными, если Христос
умер и ходатайствует за нас, если Отец не пощадил ради
тебя Сына Своего, избрал тебя и оправдал, то чего ты
боишься, чего трепещешь, пользуясь такою любовью и таким
попечением?»
Поэтому, празднуя Вознесение Господне, мы празднуем нашу
твердую надежду, что и мы будем приняты на небесах. Как
говорит святой апостол Павел: «Тот, Который Сына
Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не
дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих?
Бог оправдывает [их]. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но
и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за
нас» (Рим. 8: 32–34).