Великая агиасма

Великая агиасма

Каждый год 18\19 января около христианских храмов выстраиваются очереди. Тысячи народа приходят набрать крещенской воды, а самые смелые спешат искупаться в реке или озере. Издавна считается, что Богоявленская вода – целебная. В этом уверены и священники, и простые люди. А с недавних пор к ним присоединились и ученые. Физики и химики в разных странах проводили опыты и выяснили: структура святой крещенской воды во много раз гармоничнее, чем в обычный день, а ее энергетика и полезные свойства просто уникальны. Крещенская вода или Великая Агиасма не всегда имела такое значение, какое она приобрела сейчас. Так в России до XII века вообще не знали чина Великого водоосвящения, пока не ввели Иерусалимский устав. И крещенские погружения в воду не всегда были в  России в Богоявление, но вода всегда, во все времена и во всех религиях считалась особой стихией.

У разных народов святость воды связывалась с определенными источниками и реками, зачастую обеспечивающими само существование народа на данной территории (Нил у древних египтян, Иордан у евреев, Ганг у индусов, Рейн у германцев, Дунай у славян).

Являясь средством достижения внешней чистоты тела, в том числе и ритуальной, вода стала символом внутреннего очищения грешной души человека. Поэтому обязательные священные омовения стали неотъемлемой частью в религиозном законодательстве Моисея, Зороастра, Мухаммада.

Огромное значение придавали этому обряду древнехристианские «гностики».

Творение воды.

Вода — одно из наиболее часто встречающихся слов в Библии.  Уже в  начале творения мира Дух Святой носился над водой.

1 В начале сотворил Бог небо и землю.

2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

(Бытие 1:1,2).

6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]

7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

8 И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.

(Бытие 1:6-8).

9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]

10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

(Бытие 1:9,10).

5 Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его; 

6 утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его; 

(Псалтирь 135:5,6).

Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес.

(Псалтирь 148:4).

 

Творение водой

Из воды произошло все, говорит Апостол Петр. 

5 Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: 6 потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. (2-е Петра 3:5,6).

Бытие 1:20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]

Быт.1:21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

Вода — это жизнь.

Вода, которую мы пьем, способна улучшить наше здоровье и жизнь.  Необходимость воды для поддержания жизни общеизвестна. Так, тело взрослого человека на 70 % состоит из воды. И без воды существовать не может.  Это особенно относится к такой жаркой стране, как Палестина, где в течение летних сухих месяцев почти не бывает дождей и поэтому всякий невысыхающий источник или колодец ценится как сокровище.

Вода в Священном Писании называется живой:

И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет.

(Захария 14:8).

Бог — источник живой воды.

12 Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь. 13 Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды.

(Иеремия 2:12,13).

Ты, Господи, надежда Израилева; все, оставляющие Тебя, посрамятся. «Отступающие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой».

(Иеремия 17:13).

По Ветхозаветным правилам осквернение смывалось омовением рук и тела, и великий потоп был послан на людей, чтобы очистить их от грехов.

17 Для нечистого пусть возьмут пепла той сожженной жертвы за грех и нальют на него живой воды в сосуд;

(Числа 19:17);

 Что такое Великая агиасма?

Агиа́сма (греч. Αγίασμα — святыня) — в православии название святой воды, то есть воды, освящённой в храме по определённому обряду.

Различают:

Великая агиасма — вода, освящённая по чину великого освящения в день праздника Богоявления (19 января), а также накануне в Крещенский сочельник.

В отличие от великого освящения воды имеется ещё малое, совершаемое в обычные дни на молебнах. Такая вода агиасмой не является. (Здесь, очевидно, следует сделать замечание, ибо при малом освящении вода, тем не менее, остается святой – агиасмой, но не великой. Иначе, о каком освящении ведет речь автор).

Православная церковная традиция рассматривает великую агиасму как своего рода низшую степень Причащения (даже сам сосуд для освящения воды напоминает по форме потир). В случаях, когда на христианина накладывается епитимия и запрет на причащение, то делается указанная в канонических правилах оговорка: «Точию агиасму да пиет». (К этому вопросу мы с вами еще вернемся, а пока закончим цитату).

Агиасмой называется вода, освященная для Крещения.

В греческом словоупотреблении «агиасмой» называют также миро, исходящее от святых икон и мощей.

«Агиа́сма (греч. agiasma — святыня; церковнославянское агиасма — святая вода)

1. Греческое слово agiasma, искусственно созданное при переводе Ветхого Завета и не встречающееся у античных авторов, в Септуагинте (перевод Ветхого Завета с еврейского на древнегреческий, сделанный в III в. до н.э.) передается в значениях «святое место, святилище», «священное приношение, святыня». Авторы I-IX вв. — Филон Александрийский, Климент Александрийский, Ориген, Евсевий Кесарийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Дидим Слепец, Феодорит Кирский, Феодор Студит — употребляли эту лексему в основном в тех же значениях. Словарь «Суда» (X в.) толкует это слово как храм. Однако уже в III-IV вв. стали появляться новые смысловые оттенки: например, Климент Александрийский метафорически именовал Христа «Агиасма знания»; этим же словом (часто во мн. ч.) называют Святые Тайны святители Василий Великий, Григорий Чудотворец, Григорий Нисский, преподобный Иоанн Дамаскин.

 

2. В более узком значении — «святое миро, святая вода» это слово начинает употребляться византийскими авторами: Кирилл Скифопольский (VI в.) в «Житии святого Евфимия» сообщает о помазании миром («агиасма») от раки с мощами на могиле святого Евфимия; святитель Фотий, Патриарх Константинопольский (IX в.), в «Библиотеке» приводит рассказ Ефрема, Патриарха Антиохийского (VI в.), о чудесном источнике святого мира; встречается слово «агиасма» в эпиграмме Христофора Митилинского (XI в.) «На честные останки святого Пантелеимона, источающие агиасму»; святитель Григорий Нисский так называет мощи святых; в сочинениях, приписываемых Иоанну IV Постнику, Патриарху Константинопольскому (VI в.), и в Номоканоне «агиасма» называется святой водой, а в трактате «О церемониях византийского двора» императора Константина VII Багрянородного (X в.) «агиасма» обозначает воду источника храма Богородицы во Влахернах и богоявленскую воду. В богослужебных книгах этим словом обозначается святая вода.

 

Церковнославянский язык воспринял это слово в значении «святая вода»: «Агиасма еже есть освященная вода» (Дубенский сборник, XVI в.). Обычно Агиасма обозначает святую воду только великого водоосвящения; часто употребляется сочетание «великая Агиасма». Иногда встречающееся новообразование «малая Агиасма» обозначает святую воду малого водоосвящения.

 

Великая Агиасма, т.е. богоявленская вода или вода таинства Крещения, является одной из главных святынь Православной Церкви и имеет широкое литургическое употребление. Эту воду пьют в случае канонических или иных препятствий к Причащению Святых Тайн. Современный Требник предписывает в этих случаях вкушать натощак Агиасму и антидор. В Чиновнике Новгородского Софийского собора предписано не вкушать на литургии после Причащения даже теплоты и антидора до окончания чина водоосвящения в день накануне Богоявления, с тем, чтобы вкусить великой Агиасмы натощак. Оставшаяся после совершения таинства Крещения, эта освященная вода выливается в «место непопираемое». (Номоканон при Большом Требнике).

В XV-XVII вв. на Руси существовал особый чин Причащения богоявленской воды, «егда несть леть причаститися животворящих Христовых Тайн, Плоти и Крови», совершавшийся «по совету духовного настоятеля, егда время повелит». (М. С. Желтов, А. Ю. Никифорова Православная энциклопедия. Т. 1. Агиасма. с. 250-251.).

Итак,

Агиасма — 1) освященная вода;

2) вода, освященная для крещения.

3) Агиасма великая или Богоявленская вода, освященная в вечер под Крещение или в самое Крещение (6 января).

Великая агиасма освящается, кроме троекратного погружения в нее честного Креста, еще крестным знамением, благословением и более сильными и сложными молитвами и песнопениями, чем при малом освящении воды, совершаемом на молебнах.

«Сам убо, Человеколюбче, Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию. И даждъ ей благодать избавления, благословение Иорданово: сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов губительну, сопротивным силам неприступну, ангельская крепости исполнену»,— это говорится о воде, что ей испрашивается исполненность Ангельской крепостью, а если испрашивается, то, значит, с верой, что приобретение водой столь таинственной силы возможно — и будет…

 

«Ангельская крепости исполнену, да ecu почерпающие и причащающийся имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и к всякой пользе изрядну… Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым. Даждъ же всем прикасающимся ей и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение»,— такими сильными и ответственно властными словами молится иерей.

 

А перед этим диакон возносит приблизительно те же прошения:

«О еже освятитися водам сим силою и действием и наитием Святаго Духа, Господу помолимся.

О еже снизходити на воды сия очистительному пресущныя Троицы действу…

О еже дароватися им благодать избавления, благословению Иорданову, силою и действом и наитием Святаго Духа…

О еже низпослати Господу Богу благословение Иорданово и освятити воды сия…

О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела, и на великую пользу изрядную…

О еже быти воде сей приводящей в жизнь вечную…

О еже явитися сей отгнанию всякого навета видимых и невидимых враг…

О черплющих и емлющих ю во освящение домов…

О еже быти сей во очищение душ и телес, всем с верою черплющим же и причащающимся от нея…

О еже сподобитися нам исполнитися освящения, вод сих причащением, невидимым явлением Святаго Духа, Господу помолимся».

 

По окончании чтения всех молитв священник трижды погружает честный Крест в воду, держа его обеими руками прямо, при пении тропаря праздника Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельств воваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».

 

Священник, взяв сосуд с освященной водой и кропило, кропит крестовидно на все стороны. Затем к нему подходят для целования Креста, и каждого подходящего священник кропит освященной водой.

 

Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая Богоявленская вода в продолжение многих лет, остается нетленной, чистой и приятной, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!

«В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год . Cущество этой воды не портится от продолжительности времени, но целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею и, после столь долгого времени, не уступает водам, только что взятым из источников» (Св. Иоанн Златоуст, О Крещении Христа).

По верованию Церкви агиасма — не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное. В настоящее время великая агиасма, одна из главных литургических святынь Православной Церкви, по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет». В этом случае Требник предписывает вкушать агиасму натощак, вместе с антидором.

И здесь следует подумать нам вот о чем. Если Тело Христово и Кровь Христова представляют собой благодать, ставшую материальным веществом – Хлебом и Вином, то, что собою представляет Крещенская вода?

Согласно христианскому вероучению – это обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), чудесно приобретающая особые освящающие («благодатные») и исцеляющие свойства после совершения над ней особого богослужебного действа, именуемого водоосвящением.

Но, если вода стала благодатной в день Крещения, следовательно, в этот день по молитвам верующих благодать становится водой во всех водоемах земли. И ОНА НИЧЕМ НЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИ ОТ ТЕЛА ХРИСТОВА И КРОВИ ХРИСТОВОЙ. Это та же благодать Сына Божиего, рождающаяся в недрах Отчих, которая становится не Человеком, а Водой.

Многие ошибочно считают, что вода, освященная в Крещенский сочельник и вода, освященная в самый день Богоявления, — различны, но на самом деле и в Сочельник и в самый день Богоявления при освящении воды употребляется один и тот же чин великого водосвятия.

Можем ли мы сделать на основании того вывод, что  благодать качественно и количественно зависит от молитвы?

1.     Чем больше народа молится, тем больше благодати сходит на то место, в том числе, и – на молящихся?

2.     И, чем сильнее молитва участников молебна, тем сильнее действие благодати?

3.     Одинаковые по содержанию и форме молитвы вызывают одинаковые действия благодати?

В таком случае, почему Крещенская Вода меньше Причастия Тела и Крови Христовых? Согласитесь, во время Проскомидии сходит Святой Дух на просфору и вино, и те претворяются в Тело и Кровь Христову, а во время Крещения сходит Тот же Святой Дух на воду и претворяет ее в Воду Христову. И там и там сотворенное вещество становится энергетическим веществом. И там и там мы вплотную соприкасаемся с энергией Бога и принимаем ее внутрь себя. Почему же в одном случае мы называем Его малым Богом, а в другом большим? Нас можно было бы убедить, если бы кто-то сослался на степень святости,  но, кто способен измерить энергию Бога, и определить ее величину?

К тому же, в дни Богоявленские народа молится гораздо больше, чем в рядовые воскресенья, когда священник творит проскомидию. То есть количественно и качественно  в Богоявленские дни благодати бывает больше, чем в рядовые воскресенья. Значит, действия благодати усиливаются за счет количества народа и веры его.

Следовательно, те более правы, кто придерживается употребления воды натощак, чем те, кто не различает ее употребления.

С другой стороны, Великая Агиасма, попадая в пустой желудок, освящает органы и впитывается полностью, тогда как принятая с пищей, усваивается не полностью, ибо часть ее идет с непереваренной пищей в отходы. А теперь сравните данное утверждение:

«В то же время Церковный устав строго предупреждает тех, кто невольно приравнивает агиасму к Святым Тайнам, соблюдая перед ее вкушением литургический пост и отказываясь пить воду в случае принятия пищи. «Известно же буди всем о святей воде. Яко неции суть отлучающе себе от святыя воды вкушения ради – не добре творят: ибо благодати ради Божия дана бысть на освящение миру и всей твари. Темже (для того) во всяких местах – и скаредных и всюду – кропится, яже и под ногами нашими суть. И где есть сих разум, еже не пити сея!? Но да увеси (познай), яко не вкушения ради ястия (не от принятия пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших; очищени же от сих, пием без сомнения сию святую воду» (Типикон. СПб., 1992. Ч. 1. С. 391-392)».

Мы не станем отрицать, что иногда употребление Великой Агиасмы, как и Тела Христова, возможно и не натощак, в связи с какими-то обстоятельствами, но в основном святую воду следует принимать после молитвы и натощак.

Но, как проверить реакцию Бога на слово наше? Ведь и там и там мы молимся, и в обоих случаях призываем Святого Духа. Почему же результат получается разный? А может быть, все же, одинаковый, и мы, просто, заблуждаемся?

Нет, не заблуждаемся, энергия благодатная является по-разному и от нашего слова. Причем, на нее влияет не только различные слова одного языка, но и одно слово, произнесенное на разных языках, имеет неодинаковый результат.

Это доказал японский ученый Масару Эмото на экспериментах с водой.

«Вода чувствительна по отношению к тонкой форме энергии, которая называется хадо. Именно она влияет на качество воды и форму образующихся кристаллов. В английском издании моей предыдущей книги «Послания воды» слово хадо было переведено как «волновые колебания». Это правильный перевод, но в настоящей книге под хадо я подразумеваю уже вообще все существующие во Вселенной тонкие энергии.

          У всего сущего есть свои характерные вибрации, или хадо. Эта тонкая энергия может быть как позитивной, так и негативной и легко передается от одного объекта к другому. Мысли «ты дурак» присуще свое собственное хадо, которое передается воде и отражается в деформации образующихся при замерзании кристаллов. С другой стороны, когда вода подвергалась воздействию мыслей положительного характера, в ней при замерзании появлялись красивые кристаллы, отражающие позитивное хадо. Именно от хадо зависит реакция воды на ту или иную информацию.

          Чтобы концепция хадо стала более наглядной, рассмотрим в качестве примера камертон. Возможно, в школе вам приходилось ударять по камертону специальным молоточком и задавать себе вопрос, как он работает. Вот краткое объяснение. Предположим, у нас есть три камертона. Первый и второй с частотой 440 Гц, а третий — с частотой 442 Гц. Иными словами, первые два камертона предназначены вибрировать с частотой 440 раз в секунду, а третий — с частотой 442 раза в секунду.

          Если ударить молоточком по первому камертону, немедленно зазвучит и второй, имеющий ту же частоту, тогда как третий будет молчать. Второй камертон резонирует с вибрацией первого, а третий — нет. (См. фото 2.1.)

 камертон

Фото 2.1. Камертоны                                              Фото 2.2. Хадо и форма нейтрализующей волны

пример волны

Когда по правому камертону с частотой 440 Гц ударяют специальным молоточком, с ним резонирует средний, имеющий ту же частоту, тогда как левый (с частотой 442 Гц) не реагирует.

 

          Как уже отмечалось, первые два камертона имеют частоту 440 Гц. Это означает, что при ударе они издают звук ля в до-мажоре, или ля над средним до, и, в свою очередь, будут откликаться на него, но не на звуки до, ре, ми, фа, соль и си.

          Это объяснение должно натолкнуть вас на мысль, что хадо представляет собой энергию. Две вещи, имеющие одинаковую частоту вибрации, резонируют одна с другой. Отсюда легко понять, что мы вырабатываем свое собственное хадо, и все, имеющее хадо, сходное с нашим, будет резонировать с нами, и наоборот.

          Всему сущему — элементарным частицам, образующим атом, атомам, складывающимся в молекулы, молекулам, составляющим вещества, и т. д. — присуща вибрация определенной частоты.

          Наши тело и ум реагируют на нее в зависимости от того, с вибрацией какой частоты мы резонируем. Что касается человеческих отношений, мы говорим, например, что находимся с кем-то на одной волне. Это также связано с вибрацией и резонансом». ( Масару Эмото — Энергия воды для самопознания и исцеления).

«В лаборатории доктора Эмото провели много экспериментов с целью найти то слово, которое сильнее всего очищает воду, и в результате обнаружили, что это не одно слово, а сочетание двух слов: «Любовь и Благодарность». Масару Эмото предполагает, что если провести исследования, то можно найти большее число тяжких преступлений в тех областях, где люди чаще в общении используют сквернословие.

 Любовь и признательность

17.    Слова «Любовь и благодарность», произнесенные на английском языке.

18.    Слова «Любовь и благодарность», произнесенные на японском языке.

19.    Слова «Любовь и благодарность», произнесенные на немецком языке.

В природе существует 10% болезнетворных микроорганизмов и 10% полезных, остальные 80% могут менять свои свойства от полезных до вредных. Доктор Эмото полагает, что примерно такая пропорция существует и в человеческом обществе.
Если один человек, молится с глубоким, ясным и чистым чувством, кристаллическая структура воды будет ясна и чиста. И даже если большая группа людей имеет беспорядочные мысли, кристаллическая структура воды тоже будет неоднородна.

Однако если все объединятся, кристаллы получатся красивыми, как при чистой и сосредоточенной молитве одного человека. Под влиянием мыслей вода изменяется мгновенно.Ангел

5.      Кристалл, образовавшийся после прослушивания тяжелого металлического рока.

6.      Кристалл после воздействия слов «Ты — дурак», очень похож на кристалл после    действия тяжелого рока.

7.     Слово «Ангел».

8.     Слово «Дьявол».

 

Кристаллическая структура воды состоит из кластеров (большая группа молекул). Слова, подобные слову «война» уничтожают кластеры. Негативные фразы и слова формируют крупные кластеры или вообще их не создают, а положительные, красивые слова и фразы создают мелкие, напряженные кластеры. Более мелкие кластеры дольше хранят память воды. Если есть слишком большие промежутки между кластерами, другая информация может легко проникнуть в эти участки и разрушить их целостность, таким образом стереть информацию. Туда также могут проникнуть микроорганизмы. Напряженная плотная структура кластеров оптимальна для длительного сохранения информации». (Исследования доктора Масару  Эмото).

Физики и химики в разных странах проводили опыты и выяснили: структура святой крещенской воды во много раз гармоничнее, чем в обычный день, а ее энергетика и полезные свойства просто уникальны. Что же происходит с водой на физическом уровне? Ученые брали различную воду, замораживали ее и смотрели под микроскопом. Кристаллы водопроводной воды выглядели уродливыми монстрами, вода из обычной реки или озера – почти так же. Но кристаллы воды, над которой читали молитвы, и особенно Крещенская святая вода – это идеальной формы симметричные кристаллы. И свою гармонию она передает людям, которые пьют ее или окунаются в крещенскую прорубь.

Специалисты лаборатории питьевого водоснабжения московского Института им. Сысина поставили опыт. Они стали наблюдать за водой с 15 января. Набранную из-под крана воду отстаивали, а затем замеряли в ней количество ион-радикалов. С 17 января их число поползло вверх. Пика активности вода достигла вечером 18 января. Исследования показали, что оптическая плотность крещенской воды выше, чем воды из тех же источников в обычные дни. Более того, она близка к оптической плотности воды из реки Иордан. Целебные свойства крещенской воды некоторые ученые объясняют особенностями магнитного поля Земли. В этот день оно отклоняется от нормы и вся вода на планете намагничивается. Даже обычная водопроводная вода в крещенскую ночь тоже может стать биоактивной и потом сохранять свои особенные качества не только целый год, но и гораздо дольше.

Проводимые исследования включали измерения биополя воды, кислотно-щелочного баланса, водородного потенциала, удельной электропроводимости, а также результат от ее воздействия на человека при внутреннем и наружном применении. Для этого, начиная с вечера 18 января, через короткие промежутки времени брались пробы льющейся из крана воды и проводились замеры. Для контроля пробы оставлялись на хранение в течение длительного времени.

Феномен Крещенской воды до конца не изучен, и исследователям, похоже, еще не скоро удастся разгадать ее секрет. Вода не проходила научные исследования, которым подвергают лекарственные средства, и никаких медицинских заключений о свойствах крещенской воды пока нет. Но есть многовековой опыт огромного количества людей.

Кстати, знаменитый японский ученый Масару Эмото пришел к выводу, что любая вода «слышит», воспринимает и впитывает информацию: если ей играть музыку, говорить добрые слова, читать молитвы, то ее структура становится гармоничней и чище. Более того, вода реагирует на плохую и хорошую музыку, читает тексты, написанные и напечатанные, различает фотографии. И даже по фотографии определяет заболевания органов сфотографированного человека. И все это идет на уровне частиц.

Но мы с вами неоднократно говорили о том, что благодать творит частицы материи и уничтожает их, то есть, создает вибрацию. И в зависимости от поступков человека, создается вибрация частиц его воды. Таким образом, легко понять причину наших заболеваний.

Тогда как Крещенская вода — это святыня, которая восстанавливает колебания частиц воды, делает ее здоровой, почему и должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон.

 

 Почему Церковь молится о водных источниках?

«Главное из всех потребностей для жизни человека — вода, огонь, железо, соль, пшеничная мука, мед, молоко, виноградный сок, масло и одежда: все это благочестивым служит в пользу, а грешникам может обратиться во вред» (Сир. 39, 32—33).

«…Какой дар столько необходим для нас, как вода? — говорит священномученик Ипполит Римский. — Водою все омывается, и питается, и очищается, и орошается. Вода поит землю, производит росу, утучняет виноград, приводит в зрелость колосья… Но для чего говорить много? Без воды ничто из видимого нами не может существовать: вода столь необходима, что когда прочие стихии имеют жилище под сводами небес, она получила для себя вместилище и над небесами. Об этом свидетельствует сам Пророк, взывая:

«Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес» (Пс. 148, 4).

И Церковь пламенной молитвой взывает к Господу о вызывании из недр земли воды сладкой и обильной. В колодце, копание которого совершается по особым молитвам священника, — не простая вода: уже «копание кладезя» освящается особым чинопоследованием. «Даруй нам воду на сем месте, сладкую же и вкусну, довольну убо к потребе, не вредительную же убо ко приятию…» — молится священник и первый начинает рыть колодец.

 

Над выкопанным колодцем опять совершается особое моление: «Зиждителю вод и Содетелю всех… Ты Сам освяти воду сию: поели на ню святую Твою силу на всякую сопротивную детель, и даждь всем приемлющим от нее, пития ради, или умовения ради, здравие души и тела, на изменение всякая страсти и всякаго недуга: яко да будет исцеление воды и покоя всем прикасающимся к ней и приемлющим ю…»

Обыкновенная колодезная вода становится предметом культа и притом предметом чудотворным — «водой исцеления и покоя».

 

Известно множество источников, колодцев, родников, где по молитвам святых изливается вода, имеющая большее благословение, чем воды Вифезды Иерусалимской. Не только питие этой воды, но даже окунание в воды этих источников приносит множество исцелений и чудотворений.

 

Церковь всегда совершала и сейчас совершает освящение вод общественных источников, рек, озер. Эта вода попадает и в водохранилища, а затем — в водопроводы, в наши квартиры.

 

 Как освящают воду на молебне, заказанном верующими?

Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах. Молебное пение, или молебен, — это особое богослужение, при котором просят Господа, Божию Матерь и святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ.

Молебны совершаются в храме или частных домах. В храме молебны совершаются после литургии и совершаются по просьбам и нуждам верующих. К таким молебным пениям относятся молитвенные чины, совершаемые при благословении различных предметов, об исцелении больного, о направляющихся в далекое путешествие, о воинах и т.д. На молебнах обычно происходит чин малого освящения воды.

Малое водоосвящение совершается Церковью также в день Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине:

«13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,

14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».

(От Иоанна 4:13,14).

Для малого водоосвящения посреди церкви ставится покрытый стол, на который поставляется чаша с водой и полагаются Крест и Евангелие. Перед чашей возжигаются свечи. После возгласа священника читается псалом 142-й: «Господи, услыш молитву мою…». Затем поются: «Бог Господъ» и тропари: «К Богородице прилежно ныне притецем…», «Не умолчим никогда, Богородице…». При этом иерей кадит крестообразно воду.

После чтения псалома 50-го:

«Помилуй мя, Боже…», тропарей и ектений совершается каждение храма или дома. По окончании произносится прокимен и читается Апостол (Евр. 2, 14—18), в котором святой Павел говорит о Христе:

«14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,

15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.

16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.

17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.

18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

(К Евреям 2:14-18)».

Затем читается Евангелие (Ин. 5, 2-А):

«2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.

3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,

4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

(От Иоанна 5:2-4)».

Произносится ектения: «Миром Господу помолимся», в которой возносятся прошения об освящении воды. Обыкновенно при этом совершается каждение воды. Затем священник читает молитву об освящении воды.

Иногда читается еще особая молитва: «Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди ныне к молящим Тя рабом Твоим, Владыко, и поели Духа Твоего Святаго и освяти воду сию: и даждь пиющим от нея и приемлющим и кропящимся ею рабом Твоим пременение страстем, оставление грехов, болезнем исцеление, и освобождение от всякого зла, и утверждение же и освящение домом и очищение всякия скверны, и навета диавольскаго отгнание: яко благословися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

По прочтении молитв священник, взяв честной Крест Распятием к себе, нижней частью его делает крестообразное движение по поверхности воды, затем погружает весь Крест в воду. При этом поют тропари: «Спаси, Господи, люди Твоя…» (трижды) и «Твоих даров…».

 

Почему вода освящается в особых сосудах?

Как и все в Церкви, сосуд, в котором совершается освящение воды, несет большое символическое значение. Внешне водосвятный сосуд походит на потир для причастия. Сосуд для освящения воды представляет собой большую чашу на низкой подставке с круглым основанием для поставления ее на стол. С восточной стороны чаши имеются ячейки, куда при начале водосвятия устанавливаются три свечи — во образ Святой Троицы, освящающей и просвещающей людей Божественной благодатью.

Как сосуд и вместилище Божией благодати, водосвятная чаша приближается в своем символическом значении к евхаристической чаше — потиру (в переводе с греческого — сосуд для питья) и так же, как и потир, знаменует Пресвятую Богородицу и Приснодеву Марию, во чреве Которой образовалось человеческое естество Господа Иисуса Христа. Круглое основание чаши для водосвятия есть знамение круга земной Церкви, сама круглая чаша, в которую наливают воду, знаменует Церковь небесную, а все вместе есть символ Богоматери, как чистейшего сосуда Божией благодати.

Теми же основными символическими значениями обладает и купель для крещения. Этот сосуд также делается в виде чаши, только значительно больших размеров, чем водосвятная, и на высокой подставке.

 

Зачем Церковь освящает воду?

Зачем же Церковь снова и снова освящает воду, когда она освящена уже Крещением Самого Сына Божия?

Мы, падшие, хотя и обновляемые благодатью Божиею, люди, всегда, до смерти, носим в себе семя древней греховной нечистоты, и потому всегда можем грешить, и тем самым снова и снова вносить в окружающий мир нечистоту и тление. Поэтому Господь наш Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам свое живое и животворящее слово, даровал верующим право силой веры и молитвы низводить на землю благословение Отца Небесного, ниспослал Утешителя Духа истины, Который всегда пребывает в Церкви Христовой, чтобы Церковь, вопреки неоскудеваемому в сердце человеческом семени греха и нечистоты, всегда имела неоскудеваемый источник освящения и жизни.

Храня эту заповедь Господню, Святая Церковь Словом Божиим, таинствами и молитвой освящает всегда не только самого человека, но и все, чем он пользуется в мире. Этим Церковь кладет предел распространению греховных нечистот, предотвращает умножение гибельных следствий наших грехов.

Церковь освящает землю, испрашивая ей у Бога благословения плодородия, освящает хлеб, служащий нам пищей, и воду, утоляющую нашу жажду. Без благословения, без освящения могли ли бы эта тленная пища и питие поддерживать нашу жизнь?

«Не роды плодов питают человека, но слово Твое сохраняет верующих в Тебя» (Прем. 16, 26).

Отсюда уже и возникает ответ на вопрос, зачем Церковь освящает воду. Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость, низводит на воду, силой молитвы и Слова Божия, благословение Господне и благодать Пресвятого и Животворящего Духа.

 

Молитва на принятие просфоры и святой воды.

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Причистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

 

 Как было впервые совершено освящение воды?

Освящение воды принято Церковью от апостолов и их преемников. Но первый пример подан Самим Господом, когда Он погрузился в Иордан и освятил все естество воды.

Не всегда вода нуждалась в освящении. Были времена, когда все на земле было чисто и свято. «И увидел Бог все, что Он создал, — говорится в книге Бытия,— хорошо весьма» (Быт. 1, 31). Тогда, до грехопадения человека, все созидалось Словом Божиим, все оживотворялось Духом Святым, который носился над водой. Все на земле было запечатлено всеосвящающим благословением Божиим, и поэтому все земные стихии служили для пользы человека: поддерживали жизнь, предохраняли от разрушения тело. Живя в этом гармоничном, райском окружении, человек, по обетованию Божию, должен был быть бессмертным, ибо «смерти Бог не сотворил» (Прем. 1, 13).

Но человек сам, через общение с духом нечистым, принял в свою душу семя нечистоты. И тогда Дух Божий отступил от нечистого создания: «И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть» (Быт. 6, 3).

Теперь все, к чему прикасались руки грешников, становилось нечистым, все делалось орудием греха, а потому лишалось благословения Божия и подвергалось проклятию. Стихии, служившие прежде человеку, изменились. Земля теперь приносит терния и волчцы, пропитанный тлением воздух становится опасным, а иногда и смертоносным. Вода, сделавшись стоком нечистот, стала заразительной, опасной, и теперь в руках Правосудия Божия стала выступать орудием наказания нечестивых.

 

Но это не значит, что человечество было лишено святой воды. Изведенный Моисеем из скалы источник струил, конечно, не простую воду, но воду особую. Не простой была вода в источнике Самаряныни, ископанном праотцом Иаковом и освященном позднее беседой Спасителя у этого источника.

 

Понятие о святой воде встречается еще в Ветхом Завете: «и возьмет священник святой воды в глиняный сосуд» (Чис. 5, 17).

Но совсем особая вода течет в реке Иордан. Господь наш Иисус Христос явился на Иордане, чтобы освятить водное естество и сделать его источником освящения для человека. Потому-то, при Крещении Господнем на Иордане как бы повторилось чудо творения: разверзлись небеса, нисшел Дух Божий и послышался глас Отца Небесного:

«Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17).

Так, после грехопадения человека впервые совершилось освящение воды.

Есть еще один вопрос, на который нам хотелось бы обратить ваше пристальное внимание.

У Юрия Рубана нам пришлось прочитать следующее сообщение:

«Дело в том, что Православная Церковь различает два вида водоосвящения – «великое» и «малое». Великое водоосвящение непосредственно связано с праздником Богоявления (Крещения Господня), отсюда его другое название – богоявленское, или крещенское водоосвящение. Этот обряд восходит, как предполагают ученые, еще к дохристианскому культу священных вод Нила (согласно источникам, 11 тиби, т. е. 6 января, египтяне приходили к реке, чтобы почерпнуть воды, которой они придавали освящающую силу)». (Юрий Рубан, Агиасма. http://azbyka.ru/days/).

 

Числа и даты древних народов нельзя рассматривать как основу христианского обряда уже потому, что наши числа не совпадают с числами древних. Наше шестое января далеко не то 11тиби, о котором пишет автор. Следовательно, дело не в числе, которое менялось на протяжении столетий, а в молитве. Именно молитвенное служение огромного количества людей освящает воды теперь. Дух Святой освящает не только водоемы, но и воды в человеческих телах, во время купаний и обливаний, даже обычное нахождение на открытом воздухе должно изменять воду у тех людей, кто исповедовался и кому были отпущены грехи. А, если так, то представьте себе, что человек состоит на 70% из воды, значит, в день Крещения, он на 70% становится святым, и целые сутки может быть богом по благодати, если не согрешит.

А вот еще одно «но», которое написано сгоряча.

««Сегодня освящается естество вод», – поется за службой водоосвящения. Естественно, христианину хочется не только вкусить агиасму, но все тело освятить погружением в эту преображенную стихию. По древнерусским представлениям, такое купание было необходимо участникам святочных игр, сопровождавшихся шутовским ряженьем, – «чтобы смыть с себя скверну бесовских масок». Современные весельчаки, предававшиеся на святках «национальным излишествам», желают столь радикальным методом разом смыть с себя все грехи. Здесь мы уже выходим за рамки здравого смысла.

В авторитетном богослужебном пособии (впервые вышло в свет в 1892 г.), переизданном по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, читаем: «В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках. Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На Востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу этого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимою – значит требовать2 от Бога чуда [!!! – Ю. Р.], или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем. Подобные обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены»3. Это здравое церковное суждение обращено и к некоторым современным батюшкам-экстремалам, бездумно загоняющим простодушных прихожан в ледяную воду». (Юрий Рубан, Агиасма. http://azbyka.ru/days/).

Прав ли автор данного заявления? Нет. Ибо по вере Господь даже язычников делал святыми. Вспомните сорок мучеников 40 мучеников, в Севастийском озере мучившиеся. Празднование 9 марта.

«Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я – христианин!» – и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами»». Там было еще опаснее исповедовать Бога, тем не менее, Аглаий стал святым. И нет ничего страшного в том, если кто-то после разгульной жизни на миг присоединится к христианам. Быть может, этот миг станет для него тем началом пути к Богу, о котором он и не подозревал.

 

 

Как использовать крещенскую воду

Крещенская вода может храниться в течение года. Она не портится, поэтому в холодильник ее ставить не надо. Для хранения святой воды лучше использовать стеклянную посуду, прикрывая салфетками от попадания дневного света. Хранить емкость желательно недалеко от икон.

Пить крещенскую воду надо регулярно, желательно каждый день и натощак. Она великолепно поднимает иммунитет и делает человека устойчивым ко многим инфекциям. Кстати, полезно не только пить Крещенскую воду, но и умывать ею лицо по утрам и на ночь. Будет не лишним поить крещенской водой живность и поливать растения. Ею также окропляют жилище.

Крещенская вода является психотерапевтическим средством для снятия повышенной тревожности, раздражительности, поэтому после тяжелого, нервного дня выпейте полстакана святой воды – и вы почувствуете, как напряжение уходит, приходят покой и умиротворение.

 

Литература:

Последование Великого освящения воды Святых Богоявлений // Требник. М., 1984. Ч. 3. С. 5-26;

Последование малого освящения воды // Требник. М., 1991. Ч. 1. С. 225-251; Туркин И. Праздник Крещение Господне или Богоявление. СПб., 1905;

Смирнов С. И. Водокрещи. Материалы для истории крещенских обрядов в Древней Руси. Серг. Посад, 1900;

Дмитриевский А. А. Праздник Богоявления на реке Иордане и в св. граде Иерусалиме. 2-е изд. М., 1994; С. 829-834;

Желтов М. С., Никифорова А. Ю. Агиасма // Православная энциклопедия. Том I. М., 2000. С. 250-251;

Рубан Ю. Вода святая; Водоосвящение // Российский гуманитарный энциклопедический словарь. Т. I. М.-СПб., 2002. С. 360-361, 362.

 

СНОСКИ:

1) Статья написана по заказу епархиального журнала «Вода живая: Санкт-Петербургский Церковный Вестник». В несколько сокращенном виде напечатана в январском номере за 2007 г.

2) Бог может сотворить любое чудо: извлечь невредимым человека не только их ледяной воды, но и из пещи халдейской, но никто не имеет права «припирать Его к стенке», самому создавая экстремальные условия. Именно это предлагал Христу сделать искушавший (испытывавший) Его один малопочтенный евангельский персонаж, подражать которому вряд ли уместно. Ответ Спасителя хорошо известен (см. Евангелие от Матфея 3:5-7). Именно такая ситуация возникает в случае придать «экстриму» (делу частному!) массовый и едва ли не обязательный характер и даже назвать его «церковной традицией». Это лишь дискредитирует нашу Церковь в глазах всех здравомыслящих людей, в том числе и интеллигентных православных христиан.

3) Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993. Т. 1. С. 24-25, прим.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *