Причащение апостолов. Миниатюра из греко-груз. рукописи XV в. |
Порядок
совершения полной (то есть не преждеосвященной)
литургии таков. Вначале приготовляется вещество для
совершения евхаристии. Затем верующие готовятся к
таинству. И, наконец, совершается само таинство
освящение святых даров и причащение верующих.
Божественная литургия, таким образом, состоит из трех
частей: проскомидия, литургия оглашенных, литургия
верных.
Проскомидия
Слово это греческое и в переводе означает
принесение. В древности члены первохристианской
общины сами приносили перед литургиейвсе нужное для
таинства: хлеб и вино. Хлеб, употребляемый при совершении
литургии имеет название просфоры, что значит
приношение, опять же в знак того, что раньше хлебы
были приносимы христианами на литургию. В православной
Церкви евхаристия совершается на просфорах, приготовленных
из квасного (дрожжевого) теста.
Для проскомидии употребляется пять просфор в память о
чудесном насыщении Христом пяти тысяч человек.
Для причащения употребляется одна просфора (агничная). Ибо
и Господь причастил апостолов, преломив и раздав один
хлеб. Святой апостол Павел пишет: «Один хлеб, и мы
многие – одно тело, ибо все причащаемся от одного
хлеба» (1 Кор. 10: 17). Агнец раздробляется после
приложениясвятых даров и им причащаются священнослужители
и все готовившиеся к причастию.
Вино при совершении литургии употребляется красное,
виноградное, так как оно напоминает цвет крови. Вино
смешивается с небольшим количеством воды в знак того, что
из прободенного ребра Спасителя истекла кровь и вода.
Проскомидия совершается в самом начале литургии, в алтаре
во время чтения чтецом часов. Возглас «Благословен
Бог наш», предваряющий чтение третьего часа является
также начальным возгласом проскомидии.
Проскомидия очень важная часть Божественной литургии и
приготовление даров для освящения имеет глубокое
символическое значение.
Проскомидия совершается на четырехугольном столе, который
стоит слева от престола и называется жертвенник.
Из агничной просфоры священник специальным ножом,
называемым копие вырезает середину в форме куба,
эта часть просфоры имеет название агнец, в знак
того, что Господь, как Непорочный Агнец был заклан за наши
грехи. С нижней части агнец надрезается крестообразно, со
словами: «Жрется (приносится в жертву) агнец
Божий вземляй грехи мира, за мирской живот (жизнь)
и спасение». Священник копием прободает правую
сторону агнца, произнося слова: «Един от воин копием
ребра Ему прободе и абие (тотчас) изыде кровь и
вода; и видевый свидетельствова и истинно есть
свидетельство его» (Ин. 19: 34). С этими словами
вливается в потир (святую чашу) вино, смешанное с водой.
Приготовление даров на проскомидии имеет несколько
значений. Тут вспоминается рождение Спасителя, пришествие
Его в мир и, конечно же, голгофская жертва на Кресте, а
также погребение.
Приготовленный агнец и частицы, вынутые из четырех других
просфор, символизируют всю полноту Церкви небесной и
земной. После приготовления агнца он полагается на
специальном блюде – дискосе.
Священник из второй просфоры, на которой изображается
Матерь Божия, вынимает треугольную частицу в честь
Пресвятой Богородицы и полагает ее по правую сторону от
агнца.
Из третьей просфоры вынимаются частицы в честь Иоанна
Предтечи, пророков апостолов, святителей, мучеников,
преподобных, бессребреников, родителей Богородицы –
праведных Иоакима и Анны и того святителя, чья литургия
совершается.
Из двух следующих просфор вынимаются частицы за живых и
усопших православных христиан.
В алтарь на проскомидию верующими подаются записки о
здравии и о упокоении. За людей, чьи имена содержатся в
записках, также вынимаются частицы.
Все частицы полагаются в определенном порядке на дискосе.
Священник, покадив, ставит на дискосе над агнцем и
частицами звездицу. Это две металлические дуги,
соединенные в виде креста. Дискос знаменует и Вифлеемскую
пещеру и Голгофу, звездица – звезду над пещерой и
крест. Священник кадит специальные покровы и полагает их
поверх дискоса и потира в знак того, что Христа положили
во гробе и повили Его тело пеленами, но эти пелены также
символизируют пелены рождественские.
Значение поминовения на проскомидии
В конце Божественной литургии, после причащения верующих,
священник ссыпает частицы, вынутые из просфор на
проскомидии, в святую чашу со словами: «Отмый,
Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною,
молитвами святых Твоих».
Поминовение на проскомидии, изъятие частиц о здравии и о
упокоении, а потом погружение их в потир – высшее
поминовение в Церкви. За поминавшихся на проскомидии
совершается бескровная жертва, они тоже участвуют в
литургии.
У мощей святителя Феодосия Черниговского нес послушание
иеромонах Алексий (ныне он прославлен как местночтимый
святой), будущий старец Голосеевского скита
Киево-Печерской лавры. Как-то он утомился и задремал у
раки. Во сне ему явился святитель Феодосий и благодарил за
труды. Он просил помянуть на литургии его родителей иерея
Никиту и Марию. Когда иеромонах Алексий спросил святого,
как он может просить молитв священника, когда сам стоит
пред престолом Божиим, святитель Феодосий ответил:
«Приношение на литургии сильнее моих молитв».
Святитель Григорий Двоеслов рассказывает о том, что после
смерти нерадивого монаха, страдавшего сребролюбием, он
повелел отслужить по усопшему 30 заупокойных литургий, а
братии творить общую молитву о нем. И вот после совершения
последней литургии этот монах явился своему родному брату
и сказал: «Доселе брат я жестоко и страшно страдал,
теперь же мне хорошо, и я нахожусь во
свете»[1].
Литургия оглашенных
Вторая часть литургии называется литургия
оглашенных. В древности люди, чтобы принять святое
крещение, проходили весьма длительную подготовку. Они
изучали основы веры, ходили в церковь, но молиться на
литургии они могли только до определенного момента службы.
Перед перенесением даров с жертвенника на престол
оглашенные, а также кающиеся, отлученные за тяжелые грехи
от причастия, должны были выйти в притвор храма.
После возгласа священника: «Благословенно царство
Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки
веков», хор поет: «Аминь» (что значит
истинно так). Произносится мирная, или великая,
ектения. Начинается она словами: «Миром Господу
помолимся». Слово «миром» обозначает не
призыв молиться «всем миром», вместе (хотя
молитва на литургии всегда общая соборная), а говорит нам
о том, что мы должны совершать моление в мире,
примирившись с ближними, только тогда Господь примет наши
молитвы.
Мирная ектения охватывает как бы все сферы нашего бытия.
Мы молимся о мире всего мира, о святых церквях, о храме,
где совершается служба, о епископах, пресвитерах,
диаконах, о стране нашей, властях и воинах ее, о
благорастворении воздухов и изобилии земных плодов,
необходимых для пропитания. Здесь мы также просим у Бога
помочь всем путешествующим, больным и находящимся в плену.
Литургия – это общее дело, и молитва на ней
совершается соборно, то есть всем верующим народом
«едиными устами и единым сердцем». «Где
двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»
(Мф. 18: 20), – говорит нам Господь. И по уставу
священник не может совершать литургию один, с ним должен
молиться хотя бы один человек.
После великой ектении поются псалмы, называемые
антифонами, так как их положено петь на двух
клиросах попеременно, то есть антифонно. Псалмы пророка
Давида входили в состав ветхозаветного богослужения и
составляли значительную часть песнопений в службе
первохристианской. После второго антифона всегда поется
песнопение: «Единородный Сыне…» о
пришествии в мир Христа Спасителя, Его вочеловечении и
искупительной жертве.
Во время пения евангельских заповедей блаженства из
Нагорной проповеди Христа, открываются царские врата и
совершается малый вход, или вход с Евангелием. Священник
или диакон, возвышая Евангелие, знаменуя им в царских
вратах крест и возглашает: «Премудрость!
Прости!» В переводе с греческого прости
– значит прямо. Это говорится, как
напоминание нам о том, что нужно быть внимательными в
молитве, стоять прямо. Также здесь говорится о той
премудрости, которую несет нам Божественное Евангелие и
проповедь Господа, ибо Евангелие, выносится из алтаря в
знамение того, что Христос вышел на проповедь и несет
благую весть миру.
После пения тропарей, посвященных празднику, данному дню
или святым дня и храма, поется Трисвятое: «Святый
Боже…». В Рождество Христово, Крещение
Господне, Пасху и Пасхальную седмицу, в день Святой
Троицы, а также в субботу Лазареву и Великую, вместо
Трисвятого поется: «Елицы (которые) во Христа
крестистеся (крестились), во Христа облекостеся
(облеклись). Аллилуия». В древности
оглашенные принимали крещение традиционно в дни этих
праздников.
В праздник Воздвижения Креста Господня и неделю
Крестопоклонную Великого поста вместо Трисвятого поется:
«Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое
воскресение Твое славим».
Далее следуют положенные в этот день чтения из посланий
святых апостолов или Деяний апостольских и Евангелия.
К внимательному чтению Апостолаи Евангелия нас готовят
возгласы «Вонмем» и «Премудрость прости,
услышим святого Евангелия».
После евангельского чтения следует сугубая
(усиленная) ектения, на которой кроме различных
молений о священноначалии, властях, воинстве и всех
верующих происходит поименное поминовение тех, кто подал
свои записки на литургию. Их имена возглашают
священнослужители, и весь народ вместе с ними молится о
здравии и спасении рабов Божиих, «всех зде ныне
поминаемых».
Во время сугубой ектении священник разворачивает на
престоле святой антиминс. Это прямоугольный плат с
изображением положения во гроб Спасителя. Он всегда
находится на престоле и на нем служится Божественная
литургия. В антиминс вшиты мощи святых. В древней Церкви
первые христиане служили литургию на гробах мучеников, как
это было, например, в римских катакомбах, где хоронили
казненных мучителями христиан.
После произнесенной сугубой ектении следует ектения об
умерших. Во время нее мы молимся о всех преждепочивших
отцах, братьях и сестрах наших, просим у Бога прощения их
вольных и невольных грехов и водворения их в небесных
обителях, где упокояются все праведные.
Далее следует ектения об оглашенных. У некоторых прихожан
эта часть службы вызывает недоумение. Действительно, той
практики оглашения, подготовки к крещению, которая была в
древней Церкви, сейчас нет. Сегодня мы, как правило,
крестим людей после одной-двух бесед. Но все-таки
оглашенные, готовящиеся принять православную веру, есть и
сейчас. Немало людей, еще не принявших крещение, тянутся,
идут к Церкви. О них мы и молимся, чтобы Господь укрепил
их благое намерение, открыл им Свое «Евангелие
правды» и присоединил к «святой соборной и
апостольской Церкви».
Недавно я крестил одного своего родственника, который
много лет готовился принять крещение, но все как-то не мог
решиться. Притом он подошел к вопросу изучения Православия
весьма основательно: прочел весь Ветхий и Новый Завет,
немало духовной литературы, выучил «Символ
веры» и «Отче наш». И вот, в возрасте
более 70 лет наконец принял святое крещение.
В наше время много людей, крещенных когда-то в детстве
родителями или бабушками, но совершенно не просвещенных. И
о том, чтобы Господь «огласил их словом
истины» и привел в ограду церковную, и нужно
молиться на этой ектении.
После слов «оглашенные изыдите» готовящиеся к
крещению и кающиеся выходили из храма, ибо начиналась
самая главная часть Божественной литургии. При этих словах
мы должны особенно внимательно заглянуть в нашу душу,
изгнать из нее все обиды и вражду на наших ближних, а
также все житейские пустые помышления, чтобы с полным
вниманием и благоговением молиться за литургией верных.
Литургия верных
Эта часть службы начинается после призыва оглашенным
удалиться из храма. Далее следуют две кратких ектении, и
хор начинает петь Херувимскую песнь. Если переложить ее на
русский язык, она будет читаться так: «Мы,
таинственно изображая херувимов и воспевая Животворящей
Троице трисвятую песнь, отложим теперь попечение о всем
житейском, чтобы воспринять Царя всех, Которого окружают
ангельские силы. Хвалите Бога!».
В этой песне упоминается, что Господь окружен ангельскими
воинствами, непрестанно прославляющими Его. И на
Божественной литургии молятся не только священнослужители
и прихожане. Вместе с Церковью земной литургию совершает
Церковь небесная.
«Однажды преподобный Серафим (Саровский. –
о. П.Г.), будучи иеродиаконом, служил Божественную
литургию в Великий четверток. После малого входа Серафим
возгласил в царских вратах: “Господи, спаси
благочестивые и услыши ны”. Но едва, обратясь к
народу, навел на предстоящих орарем и сказал: “И во
веки веков”, как озарил его луч ярче солнечного
света. Взглянув на это сияние, он увидел Господа Иисуса
Христа в образе Сына Человеческого, во славе и
неизреченным светом сияющего, окруженного небесными
силами: ангелами, архангелами, херувимами и серафимами,
как бы роем пчелиным, – и от западных церковных врат
идущего по воздуху»[2].
Во время Херувимской песни совершается перенесение
приготовленных для освящения даров с жертвенника на
престол. Перенесение это называется Великий вход.
Священник с диаконом переносят дары, выйдя из алтаря
северными (левыми) дверями. Остановившись на амвоне перед
царскими вратами, они, обратившись лицом к верующим,
поминают святейшего патриарха, митрополитов,
архиепископов, епископов, священство, всех труждающихся и
молящихся в храме сем.
После этого священнослужители входят в алтарь царскими
вратами, ставят чашу и дискос на престол и покрывают дары
специальной пеленой – воздухом.
Тем временем хор допевает Херувимскую песнь. Великий вход
символизирует торжественное шествие Христа на Свои вольные
страдания и смерть.
Ектения, следующая после перенесения даров, называется
просительной и готовит верующих к самой важной
части литургии – освящению честных даров.
Перед пением всем народом Символа веры диакон возглашает:
«Двери, двери! Премудростию вонмем!» Эти слова
напоминали в древности привратникам, что начинается самая
главная и торжественная часть службы, поэтому они должны
следить за дверями храма, дабы входящие не нарушили
благочиния. Нам же это напоминание о том, что надо закрыть
двери своего ума от посторонних помыслов.
Как правило, все молящиеся поют Символ веры, исповедуя
свою веру в важнейшие догматы Православной Церкви.
Часто приходится сталкиваться с тем, что крестные –
восприемники при таинстве крещения – не могут
прочесть Символ веры. Это происходит оттого, что люди не
читают утренних молитв (в их состав входит Символ веры) и
редко ходят к литургии. Ведь в храме каждую Божественную
литургию весь народ едиными устами исповедует свою веру и
знает это песнопение наизусть.
После возгласа: «Станем добре, станем со страхом,
вонмем, святое возношение в мире приносити» (что
значит: таинство евхаристии – святое возношение
– нужно приносить со страхом Божиим, с благоговением
и особой внимательностью), начинается евхаристический
канон. Песнопение «Милость мира, жертву
хваления» является ответом на только что
прозвучавший призыв.
Возгласы священника чередуются с пением хора. Священник
читает во время пения евхаристические тайносовершительные
молитвы. Остановимся на основных, самых главных молитвах
евхаристического канона.
Со слов священника «Благодарим Господа!»
начинается подготовка к освящению, претворению честных
даров. Иерей читает благодарственную евхаристическую
молитву. В ней прославляются благодеяния Божии, наипаче
искупление человеческого рода, мы благодарим Господа за
то, что Он принимает от нас Бескровную жертву в таинстве
евхаристии, хотя Ему предстоят и служат чины ангельские,
прославляющие Его, «победную песнь поющее, вопиюще,
взывающее и глаголюще». Эти слова молитвы священник
произносит в полный голос, как возглас.
Продолжая евхаристические молитвы, священник произносит
вслух слова Спасителя на Тайной вечери: «Примите,
ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление
грехов». При этом он указывает на дискос с агнцем.
Затем, указуя на святую чашу: «Пийте от нея вси, сия
есть кровь Моя нового завета, яже за вы и за многия
изливаемая во оставление грехов».
После этого священник произносит возглас, исполненный
глубокого богословского смысла: «Твоя от Твоих Тебе
приносяще о всех и за вся». Мы дерзаем приносить
Богу сии дары от Его творений (хлеба и вина), принося
бескровную жертву о всех чадах Церкви и за все благодеяния
от Него нам оказанные.
Во время пения «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе
благодарим…» происходит освящение,
претворение приготовленных хлеба и вина в тело и кровь
Христовы. Священник молится, готовится к этому великому
моменту, читая тропарь 3-го часа. Затем знаменует святой
агнец со словами: «И сотвори убо хлеб сей –
честное тело Христа Твоего». И благословляет вино,
произнося: «А еже в чаши сей – честную кровь
Христа твоего». И знаменует дискос с агнцем и святую
чашу со словами: «Приложив Духом Твоим
Святым». Священнослужители делают земной поклон
перед святыми дарами. Святые дары приносятся как
бескровная жертва за всех и за вся без исключения, за всех
святых и за Матерь Божию, о чем говорится в возгласе
священника, который является окончанием священнической
молитвы: «Изрядно (в особенности) о
Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице
нашей Богородице и Приснодеве Марии». В ответ на
этот возглас поется песнопение, посвященное Матери Божией
– «Достойно есть». (На Пасху и в
двунадесятые праздники до отдания поется другое
богородичное песнопение, именуемое задостойник).
Далее следует ектения, которая готовит верующих к
причащению и содержит также обычные прошения просительной
ектении. После ектении и возгласа священника поется (чаще
всего всем народом) молитва Господня – «Отче
наш».
Когда апостолы попросили Христа научить их молиться, Он
дал им эту молитву. И в ней мы просим обо всем необходимом
для жизни: о том, чтобы на все была воля Божия, о хлебе
насущном (и, конечно же, о том, чтобы Господь сподобил нас
принять хлеб небесный – тело Его), о прощении наших
грехов, и о том, чтобы Господь помог нам преодолеть все
искушения и избавил нас от козней дьявола.
Возглас священника «Святая святым» говорит нам
о том, что к святым тайнам нужно приступать в чистоте,
освятив себя молитвой, постом и очистившись в таинстве
покаяния.
О подготовке к таинству причащения подробно говорится в
главе «Как готовиться в причастию».
В алтаре священнослужители раздробляют святой агнец,
причащаются сами и готовят дары для причастия верующих.
После этого царские врата открываются, и диакон выносит
святую чашу со словами: «Со страхом Божиим и верою
приступите». Отворение царских врат знаменует собой
открытие гроба Господня, а вынос святых даров –
явление Господа по Его воскресении.
Священник читает молитву святителя Иоанна Златоуста перед
святым причащением: «Верую, Господи, и исповедую,
яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в
мир грешныя спасти, от нихже первый есмь
аз…». И люди молятся, внимая смиренной
молитве святителя Иоанна, осознавая свое недостоинство и
преклоняясь пред величием преподаваемой святыни. Молитва
заканчивается словами: «…ни лобзания Ти дам,
яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя,
Господи, во Царствии Твоем. Да не в суд или во осуждение
будет мне причащение святых Твоих тайн, Господи, но во
исцеление души и тела. Аминь».
Причащающийся недостойно, без веры, сокрушения сердечного,
имея в сердце злобу и обиду на ближнего, уподобляется
Иуде-предателю, который был одним из двенадцати учеников,
присутствовал на Тайной вечери, а потом пошел и предал
Учителя.
Все, кто готовились к причастию и получили разрешение от
священника, причащаются святых Христовых таин. После этого
священник уносит святую чашу в алтарь.
Затем иерей осеняет молящихся святой чашей со словами
«Всегда, ныне и присно и во веки веков» и
переносит ее на жертвенник. Молящимся в последний раз
являются святые дары, что знаменует собой последнее
явление Спасителя ученикам и вознесение Его на небо.
Диакон произносит краткую благодарственную ектению.
В конце литургии священник говорит отпуст. В
отпусте обычно вспоминаются Божия Матерь, святитель, чья
литургия совершалась, святые храма и дня.
Все молящиеся целуют святой крест, который дает им
священник.
После литургии обычно читаются благодарственные молитвы по
святом причащении. Если они не читаются в храме, все
причастившиеся читают их, вернувшись домой.