Слово на девятый день по преставлении отца Иоанна Кронштадтского Митрополит Трифон (Туркестанов)

Слово на девятый день по преставлении отца Иоанна Кронштадтского

Иоанн Кронштадтский
Иоанн Кронштадтский

Приветствую вас, дорогие братия и
сестры! С воскресным днем! И радуюсь, что Господь
привел всех нас в этот девятый день кончины батюшки
отца Иоанна совершить его память и помолиться всем
нам об упокоении его души.

Девятый день, как я уже вам говорил, по правилам Церкви,
особенно важен для души усопшего: в этот день душа
усопшего предстоит пред Престолом Господа, чтобы получить
или оправдание, или осуждение…

Вот почему Церковь заповедует молиться в этот день об
усопшем. Вот почему и мы все сегодня соединились в общей
молитве и от всего сердца помолились об упокоении души
дорогого батюшки отца Иоанна.

Все мы сознаем эту великую утрату: и Антиохийская Церковь
в лице своих представителей архимандритов Игнатия и
Антония, и родные нам по духу многие организации в лице
представителя их архимандрита Макария, и представители
духовного просвещения в лице архимандрита Гавриила, и все
соединившиеся здесь в молитве истинно православные люди.

И не только русским, но и иноплеменным, – всем был
близок и дорог батюшка отец Иоанн.

И мне, созерцающему это многолюдное собрание, видящему
вашу молитвенную настроенность, особенно вспоминается, как
батюшка молился не раз в моем крестовом храме. Не правда
ли, как многие присутствовавшие при этом, вероятно,
испытывали какую-то светлую радость, бодрость духовную? Я
уверен, все мы это испытывали, когда он молился вместе с
нами. Нет горя, которого он не снял бы… Нет тягости
душевной, которой он не облегчил бы одним прикосновением к
голове.

Какую-то бодрость душевную, какую светлую радость
чувствовали все мы. И скажу, во время сегодняшней общей
нашей молитвы я чувствовал тоже светлую радость, радуясь,
видя ваше усердие, радуясь, видя вашу молитву за
почившего. А затем скажу: для христиан нет смерти… И
наши умершие – они не мертвые, а живые, – они
постоянно молятся за нас.

Для любящего сердца смерть нельзя заключить во гробе и
закопать в могиле. Умершие воочию живы. Они выражают свою
любовь к живым в своих молитвах пред Престолом Божиим, ибо
и живые, и мертвые, и мы, грешные, – все составляем
одну семью, и все предстанем рано или поздно пред
Престолом Божиим.

И верим мы, что обрели мы себе молитвенника у Престола
Божия, который будет заботиться о нас, ибо с высоты Неба
ему еще более стали видны наши скорби, страдания,
искушения, сети и козни диавола, которые враг нашего
спасения предлагает нам на жизненном пути.

И вот сейчас мне пришла на ум одна из его бесед,
находящаяся в его дневнике. «Когда родился Иисус
Христос, то и земля и Небо принесли ему дары: Небо –
славословие Ангелов; земля – вертеп; бессловесные
животные – ясли; мудрецы — дары; пастыри
– поклонение Ему… А мы? Что же принесем
родившемуся Спасителю?» – спрашивает отец
Иоанн. Батюшка говорит: «Если мы кого любим, если мы
желаем кого-нибудь чем-нибудь подарить, то стараемся
прежде всего узнать, что нравится этому человеку, что
приятно ему, что соответствует вкусу его. Что же мы
принесем родившемуся Господу? Он Сам говорит: вот
заповедь, самая дорогая из всех других: возлюби Господа
Бога всем сердцем твоим, всею душою твоею и ближнего
своего, как самого себя». Вот эту-то любовь к Богу и
ближнему и принесем нашему Создателю, говорит батюшка отец
Иоанн.

Не правда ли, он-то и принес всецелую, полную
самоотвержения, самопожертвования любовь к Богу и ближним!
И мне кажется, и я уверен, что если и мы постараемся
принести такую же любовь Господу Богу и нашим ближним, то
это будет очень приятно дорогому батюшке.

Дальше батюшка говорит: «Что значит любить Господа?
За любовь Божию человек должен всецело отдать всего себя
Богу, все свои чувства; в глубине души должен носить
Господа и восклицать Ему: «Ты – моя крепость,
Господи! Ты – моя слава! Ты – мое радование!
Вечный покой! В Тебе моя жизнь… После смерти Ты –
моя надежда! Ты – моя помощь на суде!». Так
восклицает отец Иоанн.

Такие чувства действительно имел отец Иоанн. Для него
Господь Бог был всем: Ему он поклонялся всю жизнь; Его он
всегда чувствовал. Для него эта любовь не была только
пустым звуком. Он всем сердцем любил Господа. И мы,
священнослужители, которые не раз присутствовали при
богослужении вместе с ним, можем подтвердить, что,
действительно, никто, как он, не чувствовал так ясно
присутствие Господа Бога. Видно было, как он молился Ему.
Он как бы беседовал с Ним: он изливал пред Ним всю свою
душу… И не только свою, но молился он Ему за всех
скорбящих, больных, неверующих.

Далее. «Любить Господа Бога, – говорит батюшка
отец Иоанн, – это значит: во имя этой любви ко
Господу Богу необходимо оспаривать все нечистые мысли,
стараться очищать сердце от всякого зла и пороков. Сам Бог
сказал словами: Сыне, дай мне сердце Твое. Необходимо,
чтобы сердце наше было чистое, светлое, чтобы оно светило
духовным светом». Батюшка отец Иоанн имел
действительно такое сердце, исполненное чистоты духовной.
Я не обинуясь скажу, что он не только был чист сердцем, но
еще более – это было дитя, которое всех любило, всем
верило. Люди добрые, хорошие преклонялись пред ним, а люди
фальшивые – что делать? – пользовались им для
своей выгоды и чернили всячески отца Иоанна.

Далее батюшка говорит: «Человек, который любит Бога,
должен стараться с помощью Божиею усвоять посредством
молитвы все хорошее, утверждать в себе смирение, чистоту
сердечную, любовь, кротость. И все это батюшка исполнил в
своей жизни, а в особенности венец всех добродетелей
– любовь – всегда он имел в своем сердце; что
же касается до молитвы, то он с раннего утра пребывал в
молитве; никому в ней не отказывал, душу свою полагал в
молитве и за себя, и за других. Он может вместе со святым
апостолом сказать: «Господи, если я обрел благодать,
то вели чадам моим наслаждаться вместе со мною духовными
радостями, а то мне тяжело». Эта молитва не простой
обряд, а жизнь, соединяющая живых с умершими.

…Надо иметь любовь к ближним, а любовь к ближним
выражается в дарах духовных и вещественных; например,
подать милостыню, облегчить где-либо горе, помочь
чем-нибудь, поухаживать за больным, утешить скорбящего. И
здесь батюшка являл всегда пример такой любви. В самом
деле, сколько тысяч человек облегчил он, избавил от всяких
мук; сколько любви оказал страждущим; скольких исцелил,
направил на истинный путь; скольким дал возможность
облегчить свое положение; скольким трудящимся приходил на
помощь; сколько людей благодаря ему стали приносить пользу
ближним и себе.

Вот те дары, которые принес покойный батюшка отец Иоанн
родившемуся Христу Спасителю. Он заповедует и нам
исполнять его заветы.

Будем же стараться исполнять их; будем любить Бога,
ближних, будем стараться всем делать добро; будем
стараться следовать его добродетелям и молитвам. И верим,
и молимся, и надеемся, что дорогой батюшка помолится за
нас и будет духом пребывать со всеми нами.

28 декабря 1908 г.

Митрополит Трифон (Туркестанов). Храм Божий — это земное Небо. — М.: Издательство Сретенского монастыря. 2006. С. 361-364.

 

 


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *