1
/ 14 декабря 2013 г. Суббота 25-й седмицы по
Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня,
утреня. Хор Сретенского монастыря.
(MP3 файл. Продолжительность 2:26:45 мин. Размер 105.7 Mb)
2
/ 15 декабря 2013 г. Неделя 25-я по Пятидесятнице.
Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор
Сретенского монастыря.
(MP3 файл. Продолжительность 1:13:30 мин. Размер 53 Mb)
(MP3 файл. Продолжительность 10:52 мин. Размер 7.9 Mb)
«Благополучие и благосостояние – вот самый
яркий признак хорошей жизни, неотъемлемое условие земной
радости и счастья. Изобилие и богатство возвышают дух
человека и отгоняют уныние. Нужда, наоборот, гнетет
несчастного, и если бедность, по пословице, пороком не
является, то нищета и постоянная нужда в самом необходимом
– это уже страшный порок и ужасная болезнь, от
зараженного которой отвернутся все, даже самые близкие
родственники». Подобным образом всегда мыслил и
продолжает мыслить мир. И опровергнуть устоявшееся
заблуждение о роли благополучия в земной жизни очень
сложно.
Еще мыслители и мудрецы древности пытались
противопоставить стремлению к земному, временному
благополучию духовное совершенствование человека.
Философ-стоик Сенека учит: «Благополучие похоже на
нежную, но безрассудную мать, которая балует своих
детей». Поэт Гораций взывает, что «полного
благополучия нет». Цицерон замечает, что ошибаются
те, которые во время благополучия думают, что навсегда
избавились от невзгод. Все эти мудрецы – язычники
Древнего Рима – до сих пор уважаемы и авторитетны.
Но слова их и пример жизни не имели большой популярности:
лишь немногие к ним прислушивались. Живя среди грубого
распутства, вызванного пресыщением богатством и
невоздержанием, мыслители скорбели о всё большей и большей
деградации окружающих их людей и видели источником этого
упадка благополучие. Мужественное терпение бедности и
лишений, предельный аскетизм повседневной жизни –
всё это ими признавалось лекарством против телесной и
духовной слабости и всячески делом и словом
проповедовалось. Но они осознавали, что, кроме личных
усилий всех и каждого, для спасения гибнущего в похоти и
разврате человечества необходима помощь свыше. Итогом же
Божественного вмешательства будет новый век – то
есть преображенная вечная жизнь.
В ожидании великого праздника Рождества Христова, когда в
храмах уже поются чудные ирмосы «Христос раждается,
славите», хочется вспомнить и слова древнеримского
поэта Вергилия:
Снова великий веков возрождается ныне порядок.
Дева приходит опять и рождает в правленье Сатурна
–
Снова с высоких небес посылается новое племя.
Мальчика ты сбережешь – век отступит железный;
Век золотой возвратится для целого мира.
Ожидание Нового Золотого века некоторыми древними
мыслителями позволяет называть их христианами до Христа.
Но для нас важнее слов этих мудрецов слова Господа нашего
Иисуса Христа, которые имеют в себе ответы на все наши
вопросы.
Евангелие говорит нам о новом веке – вечной жизни
– и о средствах к его стяжанию, в том числе и через
благополучие и благоденствие.
В сегодняшнем Евангелии читаем, как начальствующий, то
есть некий князь (у других евангелистов говорится, что он
был юным), приступает ко Христу с вопросом, что надо
делать для наследования вечной жизни.
Об этом начальствующем юноше нам ничего не известно, и
святые отцы относятся к его личности неоднозначно.
Святитель Амвросий Медиоланский видит в нем знатного
иудейского законника, который хвастается своей
праведностью и ждет лишь похвалы. Блаженный Иероним
Стридонский считает, что этот вопрошатель – гордый и
суетный совопросник, цель которого – испытать Христа
и подловить Его в несоблюдении Закона и старческих
преданий. Святитель Иларий Пиктавийский говорит, что это
образ целого народа иудейского: получив в наследие закон
Моисеев, он до того пленился и возгордился этим
духовно-нравственным богатством, что все свои надежды и
упования сосредоточил на нем и не желает знать, что есть
несравненно более ценное сокровище – вера Христова.
«Некоторые, – говорит святитель Иоанн
Златоуст, – обвиняют сего юношу в том, что он
подошел к Иисусу с хитростью и лукавством и притом с
намерением искусить Его». Сам же святитель скорее
согласен назвать его сребролюбцем и начальником богатства.
Феофилакт Болгарский считает юношу любостяжателем и даже
его вопрос о вечной жизни связывает с желанием
наслаждаться своим богатством вечно, «ибо никто так
не желает долгой жизни, как человек
любостяжательный». А Евфимий Зигабен пишет:
«Не был этот юноша, как некоторые говорят, ни
лукавым, ни льстивым человеком, иначе бы не полюбил его,
посмотрев на него, Иисус, как говорит евангелист Марк. Он
добрый и благочестивый человек, но терние сребролюбия
заглушает почву его богатой души».
Из всего этого мы можем сделать вывод, что святые отцы не
имели единого отношения к этому человеку, но все они
сходятся в причине его скорби, вызванной ответом Христа:
«Еще единаго не докончал еси: вся, елика имаши,
продаждь, и раздай нищым: и имети имаши сокровище на
небеси: и гряди вослед мене». Многие ревностные не
по уму, услышав это, скажут: «Оставим работу и труд,
продадим имения, полученные деньги раздадим нищим, а сами,
подобно пророку Илии, сядем у потока Харафского, а вороны
будут приносить нам хлеб». Так думая в простоте
сердца и недалекости ума, они не знают, что еще до
пришествия Христа некоторые древние мудрецы или по
особенной любви к ученым занятиям и исследованиям
метафизических вопросов, или же ради стяжания людской
славы поступали подобным образом. Философы Анаксагор,
Демокрит, Кратес были великими бессребрениками,
добровольно становились нищими, отказывались от богатства
и благополучия, думали о вопросах вечности и морали, но,
увы, имена их и их творения сейчас лишь для редких единиц
что-либо значат.
Господь Иисус Христос говорит нам не об оставлении имений,
а велит отрешиться душой от ошибочных мнений об имениях,
от пристрастия к деньгам, от излишних забот о приобретении
имущества. Он говорит нам не о подражании язычникам,
видевшим вред в благополучии и благо в нестяжании, –
он говорит о более возвышенных и совершенных добродетелях.
Надо очистить свою душу от страстей и выбросить из нее всё
чуждое ее назначению. Пользование внешними благами не
является грехом. Господь принимает угощение раскаявшегося
грешника – мытаря Закхея, тем самым одобряя
пользование богатством, но заповедует дела милосердия:
утолять жаждущего, насыщать алчущего, вводить в дом
странника, одевать нагого. Если бы все раздали свои
владения, то как можно было бы исполнить другую заповедь о
делах милосердия? Не значило бы это, что Господь в одно и
то же время велел подавать милостыню бедным и не подавать,
питать их и не питать, быть гостеприимными и не быть?
Господь, уча относительно пользования внешними благами,
повелевает отрекаться в них не того, что служит к
поддержанию жизни, а того, что делает дурное употребление
из них, – то есть душевных недугов и страстей. Об
этом надо помнить всегда и к этому стремиться, избегая
ненужного многопопечения о земном, страха лишиться хорошей
работы и положения в обществе, зависти и
недоброжелательства к конкурентам.
Богатый юноша опечалился и потому, что слово Христа о
раздаче имения сильно пошатнуло его представление о
будущем веке. Иудеи верили, что в новом веке –
вечной жизни – всё обновится и будет избавлено от
порчи, упадка, зла, горечи, боли, страха и смерти.
Возникнут новые возможности и будут новые радости. Небо и
земля соединятся, Бог и Его дети заживут вместе. Юноша,
зная, что Христос устанавливает давно ожидаемое Божие
Царство, спасительную верховную Божию власть, испугался
войти в это Царство, ему стало страшно отказаться от
ценностей века старого и всецело довериться новому,
подобно тому, как ныряльщику приходится оторваться от
берега, чтобы прыгнуть в реку. Он не мог всерьез искать
нового века, пока не отказался от атрибутов века старого.
Эти атрибуты – не только закон Моисея и предания
иудейских старцев, но и устоявшийся взгляд на владение
землей как элемент самоопределения богоизбранного народа
еврейского. Быть богатым значило быть благословенным от
Бога, владение землей было исполнением закона. И вот
неспособность оставить народное мнение о важности владения
имением делает его неспособным к наследию вечного имения
– Вечной жизни.
Братия и сестры, уже в настоящее время лучи будущего века
прорываются в наш мрачный и ветхий мир. В жизни со Христом
мы приобретаем новые имения, новые семьи, новые
возможности, оставляя всё старое. Церковь в любую эпоху
призвана быть живым воплощением будущего века. В такой
лишенной эгоизма и дышащей доверием общинной жизни Церкви
мы, ее составляющие части, сможем увидеть, что такое новый
мир Божий, и всё больше и больше вживаться в него. В эти
дни ожидания Рождества Христова исполним заповедь Божию
– оторвемся на время от мирской суеты и забот о
благополучии и подготовим свои души постом и молитвой ко
встрече с Подателем всяческих благ.
В назидание же нам пусть будет наставление святителя
Григория Паламы:
«Помни будущий век и поучайся во всех заповедях и
поучениях Господних; и самого себя испытывай, не преступил
ли или не оставил ты чего, и исправь себя во всём. Посещай
в день воскресный храм Божий и будь на всех службах
церковных; причащайся Святого Тела и Крови Христовой и
начало полагай исправнейшей жизни; обновляй себя и
приуготовляй к принятию будущих благ. Имея таким образом
Бога в сердце своем, ты не преступишь заповеди и бремени
греха на себя не возьмешь». Аминь.