Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл «Чтобы исцелить духовную рану, нанесенную безбожием, мы должны помочь людям пройти путем нового воцерковления»


Святейший
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал интервью
главному редактору газеты «Смоленские
новости»
С. Новикову.

— Ваше Святейшество, 27 января 2014 года
исполнится 5 лет со дня избрания Вас Патриархом. Что за
эти неполные 5 лет Вы — человек и до этого знающий о
жизни и церковной, и светской, казалось бы, все —
открыли (может быть, с удивлением) для себя нового: в
стране, в Церкви, в людях?

— Посещая города нашей страны и других стран канонической
ответственности Московского Патриархата, общаясь с людьми,
я убеждаюсь в том, что Слова Христовы «нивы побелели
и поспели к жатве» (Ин. 4. 35) как никогда
актуальны. Церкви действительно не хватает делателей на
ниве благовестия.

Первосвятительские визиты укрепили мою уверенность в том,
что внутрицерковная миссия, просвещение наших
соотечественников — это то, на что нам следует
направить наши силы в первую очередь. Сейчас по всей
России создаются новые епархии, новые митрополии,
учреждаются должности приходских работников, в частности,
катехизаторов, миссионеров. Это призвано придать новый
импульс церковной жизни, увеличить количество приходов,
приблизить пастырей и архипастырей к народу, к пасомым.

Православную веру пытались выжечь из души нашего народа
каленым железом в течение десятилетий. Чтобы исцелить
духовную рану, нанесенную безбожием, мы все должны помочь
людям пройти путем нового воцерковления. И я верю, что
Господь с нами на этом пути.

— Академик Лихачев считал, что (цитирую)
«это было бы несчастьем для христианства —
воссоединение Церкви и государства; прогресс заключается в
увеличении сектора свободы, а сектор свободы для Церкви в
том, что она отрешается от своей зависимости от
государства». Сейчас со всех сторон слышны упреки, с
одной стороны, в огосударствлении Церкви, с другой —
в клерикализации страны. Где, на Ваш взгляд, та грань,
которая отделяет слияние Церкви и государства от
партнерства?

— Разговоры о клерикализации или об огосударствлении
Церкви не имеют ничего общего с действительностью. Это
миф, не подкрепленный ни одним фактом.

Клерикализация в исконном смысле этого слова — это
состояние государства и общества, при котором вся светская
власть в стране сосредоточена в руках духовенства. Нет ни
единого примера, который бы подтверждал подобное положение
вещей в России. Более того, представителям духовенства
строго запрещено принимать на себя любые властные функции,
на всех уровнях. В том числе, им запрещено избираться в
представительные органы власти (кроме исключительных
случаев, рамки которых строго оговорены).

Не происходит и огосударствления Церкви. Государство не
имеет прямых рычагов воздействия на Церковь. Церковь
сегодня полностью свободна в своей внутренней жизни, в
своей проповеди, в издательской, в информационной
деятельности, в своем диалоге с обществом и государством.

Изучение церковной истории XVIII-XIX веков оставляет для
исследователей смешанные чувства. В синодальный период
Церковь была жестко встроена в государственную систему и
называлась «ведомством православного
вероисповедания». Мы не хотим повторения истории,
потому что убеждены, что кровавые события начала ХХ века и
последовавшие за ними гонения на Церковь явились во многом
результатом ее порабощения государством.

Церковь защищает свою свободу, потому что уверена, что
только ее независимость дает ей возможность в полной мере
быть духовным авторитетом. Всякая форма слияния Церкви и
государства опасна для дела Божиего. Только проповедь
свободной Церкви звучит громко и убедительно. Потеря
Церковью свободы значительно осложнит осуществление ею той
миссии, которую ей заповедал Сам Спаситель: «Научите
все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа,
уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.
28:19-20).

Сегодня ни Церковь не вмешивается в дела государства, ни
государство не вмешивается в дела Церкви. Но при этом обе
стороны осуществляют взаимополезное сотрудничество по
целому ряду вопросов как на общероссийском, так и на
местном уровне. Это не клерикализация и не
огосударствление, это отношения партнерства.

Хотел бы еще раз подчеркнуть: Церковь не ставит перед
собой задачу заполучить влияние на государственную
политику. Она лишь обращается к обществу, к властям, к
представителям науки, искусства, бизнес-кругов,
свидетельствуя об Истине. Она лишь стремится донести до
каждого человека, кем бы он ни был — рабочим или
государственным чиновником — духовную аксиому: жизнь
без Бога бессмысленна и бесполезна.

— В этом году празднуется 400-летие династии
Романовых. Почему Церковь отмечает этот юбилей?

— 400 лет тому назад произошло одновременно два события:
во-первых, была поставлена финальная точка в истории
Смуты, которая до того на протяжении полутора десятилетий
терзала страну, и, во-вторых, в 1613 году открылась новая
страница в российской истории, связанная с именем
Романовых.

Именно во многом благодаря усилиям Дома Романовых наша
страна смогла преодолеть последствия затяжного
социально-политического кризиса. За три века их правления
Россия стала сильной державой, обладающей огромной
территорией, многочисленным населением, крепкой и быстро
развивающейся экономикой.

Успех Романовых доказывает, что Россия способна достигать
очень больших высот, совершать грандиозные рывки в своем
развитии, для чего у нее имеется огромный потенциал. Это
не значит, что правление Романовых было идеальным, но из
того исторического периода можно и нужно вынести важные
уроки для России современной. Примечательно, что несмотря
на значительный разрыв между образом жизни русской элиты и
всего остального народа, именно исповедание православной
веры позволило ощущать себя и тем, и другим единой нацией,
которой Промыслом Божиим предначертан свой путь и особое
место во всемирной истории.

Во всех сложностях и противоречиях эпохи правления Дома
Романовых именно Православие оставалось для страны
важнейшей духовной скрепой, без которой было невозможно
созидание политически могущественного и духовно сильного
государства — государства, простиравшегося от
Балтийского до Черного моря и Карпатских гор до Тихого
океана и принесшего свет веры Христовой и европейскую
культуру многим народам.

— Все люди, достигшие высокого положения, жалуются
на одиночество. Вам знакома эта проблема?

— Служение пастыря, а тем более архипастыря, — это
всегда работа с людьми, с паствой. Но паства и друзья
— это разные вещи. Паства — это духовно
близкие люди, но отношения с ними слишком сложны и
таинственны, для того чтобы вписываться в понятие
обыкновенной дружбы.

Дружба в общепринятом смысле для Патриарха практически
недоступна. Ведь иметь друзей — значит намеренно,
руководствуясь при этом личными мотивами, отдавать
предпочтение одним, какому-то ближнему кругу, в ущерб
другим. Кроме того, служение архипастыря, а особенно
Патриарха, подразумевает такую высокую загруженность
— изо дня в день, без всяких выходных, — что
просто физически нет никакой возможности встречаться с
теми, с кем хотелось бы.

Это одна из тягот Патриаршего служения. Оно накладывает
самые строгие обязательства, в том числе и в личных
отношениях. Патриарх должен относиться к людям без
каких-либо исключений или предпочтений.

— Знаю, Ваше Святейшество, что Вы почти не даете
интервью, потому особо благодарю Вас за то, что нашли
время.

— Вам Божией помощи и успеха.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Патриархия.ru

24 / 11 / 2013

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *