Главным в жизни является любовь

Главным в жизни является любовь

Фото: Патриархия.ru
Фото: Патриархия.ru

<!—

Фото: Патриархия.ru
Фото: Патриархия.ru

—>Апостол
говорит: «Ничем не желаю хвалиться, разве
только Крестом Господа нашего Иисуса Христа»,
– и затем произносит огромной силы и важности
слова: – «Крестом, которым мир
распят» (см.: Гал. 6: 14).

Что означают эти слова апостола? Они означают только одно
– что крест налагается на весь мир как некое мерило
Божественной правды и Божественной истины… Более
всего люди в жизни нуждаются в мериле, в критерии, который
они могли бы налагать на всё то, что их окружает, на
мысли, которые к ним приходят, на информационный поток, на
слова политиков и простых людей, на поступки тех или иных
людей…

Современная философия и распространенный взгляд на жизнь,
исходящий из этой опасной философии, утверждает, что сам
человек являет для самого себя истину: сколько голов,
сколько умов, столько и истин. То, что для меня благо, это
и есть благо, и мне безразлично, является ли это благом
для других.

Вот апостол Павел, как будто предвидя эти страшные
соблазны нашего века, говорит эти пронзительные слова о
Кресте, которым мир распят, о Кресте, на котором явилась
бездонная, безграничная всеобъемлющая абсолютная
Божественная правда…

А что же это за истина, что же это за абсолютная правда?
Бог по любви к людям за них страдает. Если это делает Бог,
если Он по плоти Сына Своего воспринимает страдания, то
это самое важное, самое фундаментальное – всё вокруг
этой истины. Истина заключается в том, что главным в жизни
является любовь. Все остальное вторично. Вот почему и
заповедь о любви становится главной заповедью
христианства, вот почему Господь провозглашает эту
заповедь не только словами, но подвигом Своей жизни. И
одновременно Он показывает людям, что любовь всегда
сопровождается жертвой. В каком-то смысле любовь
становится синонимом жертвы, а жертва – синонимом
любви, потому что если мы, любя другого, ничего не готовы
для него сделать, то это не любовь…

Если что и скрепляет общество, то чувство солидарности, а
солидарность всегда предполагает способность одного
послужить другому, способность одного дать что-то другому,
а в экстренных обстоятельствах – жизнь свою отдать
за ближних своих (см.: Ин. 15: 13)…

Нет другого пути для рода человеческого, нет другого пути
к счастью и полноте жизни, как только тот путь, который
нам указал Христос. Нет иного закона человеческих
отношений, кроме закона любви, который предполагает отдачу
самого себя другому человеку и в ответ – получение
великого дара любви от того, кому ты себя отдаешь…

Из слова
после Литургии

в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска

22 сентября 2013 г.

Лучшая проповедь Евангелия – это проповедь
собственной жизнью

Лучшая проповедь Евангелия
– это проповедь собственной жизнью; жизнью
праведной, благочестивой, богобоязненной, исполненной
горячей и деятельной любовью ко Христу и ближним. Тогда
как «длинные и приукрашенные речи учителей часто
остаются без результата», добрые дела любви говорят
громче самых красивых слов и способны пробудить в людях
искреннее доверие, желание подражать и следовать за таким
человеком (см.: Григорий Нисский, святитель. На
свое рукоположение)…

Апостолы жили и свидетельствовали о Христе в языческом
окружении, боролись с идолопоклонством, с различными
суевериями, с безнравственностью. Несомненно, реалии
современной жизни внешне выглядят иными, нежели во времена
апостольские. Внутреннее же содержание жизни людей
зачастую немногим отличается от настроений,
господствовавших в человеческих умах и сердцах в эпоху,
когда проходила проповедь учеников Господа, а в целом ряде
ситуаций современная жизнь еще более опасна с точки зрения
спасения, чем жизнь древних язычников.

Из слова
при вручении архиерейского жезла

Преосвященному Гермогену (Серому), епископу
Мичуринскому и Моршанскому,

в московском храме святителя Николая Чудотворца в
Пыжах

27 сентября 2013 г.

Крест величиной во всю жизнь

Крест
– в центре наших убеждений, в центре нашего
христианского мировоззрения, но он должен также быть и в
центре нашего мироощущения… Пережить на собственном
опыте, что означает расположить в центре своей жизни
скорбь, страдания, – очень тяжело…

В этот момент немногие вспоминают о Кресте Христовом,
потому что свой собственный крест заслоняет все – он
становится величиной во всю жизнь. Всё остальное
оказывается на периферии, а в центре – свое
собственное страдание. И как часто несение своего креста
сопровождается непониманием, ропотом на Бога, а нередко
озлоблением, осложнением отношений с ближними и дальними и
даже потерей веры!..

Для того чтобы мы могли легче нести свой крест, нам
надлежит очень ясно уразуметь одну истину – то, что
именно Крестом Бог возжелал спасти мир…

Мы должны с доверием отнестись ко всему, чему учит нас
Господь, – именно потому, что спасение наше не от
человеческой силы, а от полного человеческого бессилия,
ведь спасение не от человеков, а от Бога…

Христианство есть великая сила, способная преобразить
человеческое общество, род человеческий, потому что это не
сила человеческая, а сила Божия, и мы должны, не
мудрствуя, в юродстве, в простоте сердца принимать это
послание, откликаться на него и мыслью своей, но, самое
главное, сердцем своим, пытаясь осуществить то, к чему
Господь нас призвал, и следовать тем путем, каким Он шел.
И мы знаем, что это путь победы, что это путь воскресения.

Из слова
после великого освящения и Литургии

в храме святителя Николая Чудотворца в Пыжах г.
Москвы

27 сентября 2013 г.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

30 сентября 2013 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *