Самодостаточность (независимость бытия) Бога.

Самодостаточность

(независимость бытия) Бога.

Отцы ранней церкви, а также Августин (354 — 430), рассматривают самодостаточность бытия Бога, Его Чистое Существование, в качестве ключевого атрибута. Ансельм Кентерберийский (1033 — 1109) и Фома Аквинский, для обоснования самодостаточности бытия Бога постоянно ссылаются на Библию. И цитируют стихи Исхода 3:14, где Бог раскрывает Себя Моисею в словах «Я есть Тот, Кто есть», «Я есмь Сущий». Они понимали их в качестве указания на то, что Бог есть чистое Бытие, чистое Существование, Самодостаточное.

«Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий.И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам.
(Исход 3:14)».

Что значит – чистое?

Бог есть чистая Актуальность, без какой бы то ни было потенциальности в Его бытии. Всё, что содержит в себе потенциальность (возможность), нуждается в актуализации, в действии внешней причины.

«Только в Боге, утверждает Ансельм, сущность и бытие тождественны. Мир в целом и все вещи в мире получают бытие от Бога.

До акта творения то, что должно быть сотворено, предсуществует в Боге в образе его Идей. Идеи не творятся Богом, они суть мысли Бога и потому вечно существуют в его мышлении. Все сотворенное получает существование действием Слова: Бог «сказал», и предсуществующее в виде Идей творение обретает реальное существование. Творческое Слово отличается от человеческих слов; но если все же сравнивать его с ними, то, скорее всего, можно уподобить это Слово внутреннему слову (представлению о вещи), общему для всех людей, независимо от того, на каком языке они говорят». (Столяров А. А.,  Ансельм Кентерберийский  Доказательства бытия Бога/История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.: Греко-латинский кабинет, 1995 — с.360-362).

 

«Уже в трактатах Боэция вводится концептуальное различение, позволяющее рационально выразить важнейшее, с точки зрения христианского вероучения, противопоставление Творца и твари. Он выделяет во всяком сущем два момента: «то, что есть» (сущность) и «бытие».

В Боге бытие и сущность совпадают; в сотворенных вещах они различаются. Бытие вещей проистекает не из их сущности, они получают его от Бога. Все сотворенные вещи как бы составлены из сущности и существования. Но что такое существование, какое место оно занимает в структуре вещи, является ли признаком вещи или чем-то другим?
Взаимоотношение понятий сущности и существования обсуждалось также в арабской перипатетической философии. Данное различение использовалось аль-Фараби и Ибн Синой (Авиценной) с целью подчеркнуть случайность существования по отношению к сущности.

Фома Аквинский разделяет утверждение Авиценны, что существование — это иное, чем сущность. Однако он согласен и с возражением, которое выдвигает другой арабский мыслитель — Аверроэс: существование не есть акциденция. «Существование (esse) вещи, — пишет Фома, — хотя оно есть нечто иное, чем ее сущность, не следует понимать как что-то добавленное к ней, наподобие акциденции.» (Summa Theol., I, 50, 2 ad 3m). Но заключение, которое он делает из этой посылки, противоположно выводу Аверроэса. В устах Аверроэса это было неоспоримым аргументом против законности самого различения сущности и существования. Действительно, если за исходную оппозицию в понятии вещи взять, как это делает Аристотель, различие формы и материи, а вещь понимать как результат их соединения, т.е. как сущность вместе с акцидентальными признаками, то в вещи может иметь место только то, что совпадает либо с материей, либо с формой, либо с акциденцией.

«АКЦИДЕНЦИЯ (от лат. accidentia — случай), философский термин, означающий случайное, преходящее, несущественное свойство».

Если бытие не совпадает с сущностью вещи, т.е. не проистекает ни от материи, ни от формы, ни от их соединения, то остается одна возможность — приписать его вещи как ее акциденцию. Но для схоластов латинского Запада бытие не есть акциденция вещи. По словам мыслителя XIII в. Генриха Гентского, до творения вещи нет никакой сущности, которая могла бы получить существование (см. [14, р. 761]).

Что же представляет собой существование, если оно не совпадает ни с сущностью, ни с акциденцией вещи? Ответ зависит от смысла, вкладываемого в понятие существования, или бытия.

В доктринах христианских теологов Бытие было отождествлено с Богом. Канонической предпосылкой такого отождествления послужили хорошо известные слова библейского текста: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исход, 3, 14). Августин, толкуя этот текст в буквальном смысле, приходит к постижению Бога как бытия. В уме христианина нет ничего выше Бога, а поскольку из Писания известно, что Бог «есть Сущий», то отсюда делается вывод, что абсолютно первый принцип есть бытие. Поэтому Бытие занимает центральное место в доктринах христианских теологов, и средневековые теология и философия оказываются не чем иным, как учением о бытии в буквальном смысле слова.

До Фомы Аквинского доминирующим понятием, с помощью которого теологи и философы пытались рационально осмыслить представление о Божественном Бытии, было понятие сущности. Согласно Ансельму Кентерберийскому, например, Бог есть natura essendi, т.е. «природа» (сущность), сообщающая всему бытие. При такой трактовке бытие Бога, как и бытие, присущее конечным вещам, является характеристикой, приписываемой сущности — носителю бытия, подобно тому, как предикат «есть» всегда приписывается некоторому субъекту суждения. И в античных, и в средневековых учениях вплоть до Фомы Аквинского в качестве сущности, т.е. устойчивой единицы бытия всегда выделялось то, что соответствует существительному; разногласия вызывал лишь один момент: является ли это сущее родовой или индивидуальной субстанцией. Фома в качестве первоосновы онтологии выбирает сущее, соответствующее глаголу, а именно, глаголу «быть» (esse). Отдельно взятый глагол «быть» указывает на акт бытия, не на бытие некоторой сущности, а на чистое бытие, которому нет необходимости для того, чтобы быть, быть приписанным какой-либо сущности. Такое чистое бытие не свойственно конечным вещам, им обладает один Бог, точнее, не обладает, а Он сам есть не что иное, как Бытие. Согласно Фоме, Бог есть акт бытия, благодаря которому все вещи получают существование, т.е. становятся вещами, о которых можно сказать, что они есть». (Столяров А. А., Понятие бытия и проблема сущности и существования / История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.: Греко-латинский кабинет, 1995 — с.337-341).

А поскольку Бог и есть высшая Причина, не существует ничего вне Бога, что могло бы актуализировать любую потенциальность (то есть способность иметь свойство), если бы таковая у него имелась.

«В Боге нет никакого нечто, которому может быть приписано существование, утверждает Фома, его собственное бытие и есть то, что Бог есть. Такое бытие лежит вне всякого возможного представления. Мы можем установить, что Бог есть, но мы не можем знать, что он есть, поскольку в нем нет никакого «что»; а так как весь наш опыт касается вещей, которые имеют существование, мы не можем представить себе бытия, единственная сущность которого — быть.<Поэтому мы можем доказать истину высказывания ‘Бог есть’, но в этом единственном случае мы не можем знать смысла глагола ‘есть’> (Summa theol., I, 3, 4, ad 2)». (Столяров А. А. Понятие бытия и проблема сущности и существования./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.: Греко-латинский кабинет, 1995 — с.337-341).

С ЭТИМ УТВЕРЖДЕНИЕМ МОЖНО БЫЛО БЫ СОГЛАСИТЬСЯ, ЕСЛИ БЫ УТВЕРЖДЕНИЕ «Я есмь Сущий» БЫЛО ЕДИНСТВЕННЫМ ВЫСКАЗЫВАНИЕМ БОГА О СЕБЕ. НО ПОСКОЛЬКУ БОГ СООБЩАЕТ О СЕБЕ И ДРУГИЕ ЗНАНИЯ, ТО СОГЛАШАЯСЬ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ Фомы Аквинского, МЫ НЕПРЕМЕННО ПЕРЕЧЕРКНЕМ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ СООБЩЕНИЯ БОГА.

Далее.

КАКИМ ОБРАЗОМ МЫ МОЖЕМ УСТАНОВИТЬ, ЧТО «БОГ ЕСТЬ» БЕЗ ЕГО НА ТО СОГЛАСИЯ, БЕЗ ЕГО ВОЛИ И ОТКРОВЕНИЯ О СЕБЕ?

Далее.

Для чего нам представлять и выдумывать нечто, если в Библии определенно указано, что «Господь Бог есть твердыня вечная», что «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть».

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, СВОЕ ПОЗНАНИЕ О БОГЕ Фома Аквинский ТАК ЖЕ, КАК И МЫ, ПОЛУЧИЛ ЧЕРЕЗ СВЯТОЕ ПИСАНИЕ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ТО И ДРУГОЕ СООБЩЕНИЕ ИМЕЮТ РАВНОЦЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

Мы НЕ ОТРИЦАЕМ БЫТИЕ БОГА, НО УТВЕРЖДАЕМ, ЧТО ОСТАЛЬНЫЕ СООБЩЕНИЯ РАВНОЦЕННЫ ЕМУ:

1.     «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам.

(Исход 3:14)».

ЕСЛИ БОГ ЕСТЬ БЫТИЕ, ТО БЫТИЕ, КОТОРОЕ БЫЛО, ЕСТЬ И ГРЯДЕТ, более того, БЫТИЕ СВЯТОЕ:

2.     «И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.

(Откровение 4:8)».

ДАЛЕЕ ГОВОРИТСЯ, ЧТО БОГ ЕДИНЫЙ.

3.     «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;

(Второзаконие 6:4)».

4.     «Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;

(От Марка 12:29)».

5.     «Тебе дано видеть это, чтобы ты знал, что только Господь [Бог твой] есть Бог, [и] нет еще кроме Его;

(Второзаконие 4:35)».

6.     «чтобы все народы познали, что Господь есть Бог и нет кроме Его;

(3-я Царств 8:60)».

БОГ НАШ ВЕЗДЕСУЩИЙ, ВЕЗДЕ СУЩЕСТВУЮЩИЙ.

7.     «Итак знай ныне и положи на сердце твое, что Господь [Бог твой] есть Бог на небе вверху и на земле внизу, [и] нет еще [кроме Его];

(Второзаконие 4:39)».

8.     «когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком [из нас] не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу;

(Иисус Навин 2:11)».

БОГ НАШ ВЕЗДЕСУЩИЙ, КОТОРЫЙ ОБИТАЕТ СРЕДИ НАС, РЕВНИТЕЛЬ.

9.      «ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель;чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли.

(Второзаконие 6:15)»

ИЗ БИБЛИИ МЫ УЗНАЕМ, ЧТО ГОСПОДЬ БОГ НЕБЕСНЫЙ — ВЫШНИЙ, БЛАГИЙ, ДОЛГОТЕРПЕЛИВЫЙ И МНОГОМИЛОСТИВЫЙ, БЛАГИЙ, ЩЕДРЫЙ, ПРОЩАЮЩИЙ.

10.«так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас — из всего народа Его, [да будет] Господь Бог его с ним, и пусть он туда идет. [МОЛИТВА МАНАССИИ, ЦАРЯ ИУДЕЙСКОГО, КОГДА ОН СОДЕРЖАЛСЯ В ПЛЕНУ В ВАВИЛОНЕ * [(* Переведена с греческого; в еврейском тексте ее нет. — Прим. ред.)]. Господи Вседержителю, Боже отцев наших, Авраама и Исаака и Иакова, и семени их праведного [а], сотворивший небо и землю со всем благолепием их, связавший море словом повеления Твоего, заключивший бездну и запечатавший ее страшным и славным именем Твоим, которого все боятся, и трепещут от лица силы Твоея, потому что никто не может устоять пред великолепием славы Твоея, и нестерпим гнев [б] прещения Твоего на грешников [в]! Но безмерна и неисследима милость обетования Твоего [г], ибо Ты Господь вышний, благий, долготерпеливый и многомилостивый и кающийся о злобах человеческих. Ты, Господи, по множеству Твоей благости, обещал покаяние [д] и отпущение согрешившим Тебе, и множеством щедрот Твоих определил покаяние грешникам во спасение. Итак Ты, Господи, Боже праведных, не положил покаяния праведным [е] Аврааму и Исааку и Иакову, не согрешившим Тебе, но положил покаяние мне грешнику, потому что я согрешил паче числа песка морского [ж]. Многочисленны беззакония мои, Господи, многочисленны беззакония мои, и я недостоин взирать и смотреть на высоту небесную от множества неправд моих. Я согбен многими железными узами [з], так что не могу поднять головы моей, и нет мне отдохновения, потому что прогневал Тебя и сделал пред Тобою злое [и]: не исполнил воли Твоей, не сохранил повелений Твоих, поставил мерзости и умножил соблазны. И ныне преклоняю колени сердца моего, умоляя Тебя о благости [к]. Согрешил я, Господи, согрешил, и беззакония мои я знаю, но прошу, молясь Тебе: отпусти мне, Господи, отпусти мне, и не погуби меня с беззакониями моими и не осуди меня в преисподнюю. Ибо Ты Бог, Бог кающихся, и на мне яви всю благость Твою, спасши меня недостойного по великой милости Твоей, и буду прославлять Тебя во все дни жизни моей [л], потому что Тебя славят все силы небесные, и Твоя слава во веки веков. Аминь.]

(2-я Паралипоменон 36:23)».

11.«ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего.

(Псалтирь 85:13)».

И НА ВОПРОС, «КАКОЙ БОГ? ЧТО ЕСТЬ БЫТИЕ?», ОТВЕЧАЕТ НЕ МЕНЕЕ УБЕДИТЕЛЬНО И КРОТКО:

12.«Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная: (твердая сущность Бога вечная)

(Исаия 26:4)».

13.«ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий,Бог ревнитель.

(Второзаконие 4:24)».

ГОСПОДЬ БОГ ЕСТЬ СВЕТ:

14.«И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.

(1-е Иоанна 1:5)».

15.«Вот, Он распространяет над ним свет Свой и покрывает дно моря.

(Иов 36:30)».

16.«ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет.

(Псалтирь 35:10)».

17.«Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.

(Псалтирь 42:3)».

БОГ НЕ ТОЛЬКО ЕСТЬ СВЕТ, НО ИМЕЕТ ЛИЦО И РУКИ, КОТОРЫЕ СВЕТЯТСЯ.

18.«ибо они не мечом своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Твоя десница и Твоя мышца и свет лица Твоего, ибо Ты благоволил к ним.

(Псалтирь 43:4)».

19.«3 Бог от Фемана грядет и Святый — от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля.

4 Блеск ее — как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!

(Аввакум 3:3,4)».

О СЫНЕ БОЖИЕМ ТАК ЖЕ СКАЗАНО, ЧТО ОН ЕСТЬ СВЕТ. КРОМЕ ТОГО, СЫН БОЖИЙ ПОКАЗАЛ НА ГОРЕ ФАВОР СВОЙ СВЕТ, МНОГО РАЗ ГОВОРИЛ. ЧТО ОН ЕСТЬ СВЕТ.

20. «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

(От Матфея 4:16)».

21.«и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

           (От Матфея 17:2)».

22.«4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

(От Иоанна 1:4,5)».

23.«8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.

9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

(От Иоанна 1:8,9)».

24.«Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;

(От Иоанна 3:19)».

25.«Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

(От Иоанна 8:12)».

26.«Доколе Я в мире, Я свет миру.

(От Иоанна 9:5)».

27.«35 Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.

36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

           (От Иоанна 12:35,36)».

28.«Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.

(От Иоанна 12:46)».

АПОСТОЛУ ПАВЛУ ГОСПОДЬ ЯВИЛСЯ СВЕТОМ, КОГДА ТОТ ШЕЛ В ДАМАСК.

29.«3 Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.

4 Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?

5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.

(Деяния 9:3-5)».

30.«6 Когда же я был в пути и приближался к Дамаску, около полудня вдруг осиял меня великий свет с неба.

7 Я упал на землю и услышал голос, говоривший мне: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?

8 Я отвечал: кто Ты, Господи? Он сказал мне: Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь.

(Деяния 22:6-8)».

31.«13 среди дня на дороге я увидел, государь, с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мною.

14 Все мы упали на землю, и я услышал голос, говоривший мне на еврейском языке: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна.

15 Я сказал: кто Ты, Господи? Он сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь.

(Деяния 26:13-15)».

ГОСПОДЬ НЕ ТОЛЬКО СВЕТ, НО И ТВОРЕЦ СВЕТА И ОБРАЩАЕТ СВЕТ В МРАК.

32.«Я образую свети творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это.

(Исаия 45:7)».

33.«ибо вот Он, Который образует горы, и творит ветер, и объявляет человеку намерения его, утренний свет обращает в мрак, и шествует превыше земли; Господь Бог Саваоф — имя Ему.

(Амос 4:13)».

СВЕТ БОЖИЙ, ИСХОДЯЩИЙ ИЗ СУЩНОСТИ БОГА, ЯВЛЯЕТСЯ ЛЮДЯМ И МОЖЕТ ОБИТАТЬ В НИХ. И  ОСВЕЩАТЬ.

34.«Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе.

(Даниил 5:14)».

35. «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;

(1-е Петра 2:9)».

 

36.«скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас;

(Исход 31:13)».

37.«ибо Я — Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле,

(Левит 11:44)».

38.«36 Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду?

37 Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною,

(Псалтирь 88:36,37)».

39.«15 Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,

16 призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему,          и спаси сына рабы Твоей;

(Псалтирь 85:15,16)».

40.«Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои.

(Псалтирь 85:8)»

41.«ибо Ты велик и творишь чудеса, — Ты, Боже, един Ты.

(Псалтирь 85:10)»

 «О Сионе же будут говорить: «такой-то и такой-то муж родился в нем, и Сам Всевышний укрепил его».

(Псалтирь 86:5)».

БОГ ЕСТЬ ЦЕЛИТЕЛЬ.

42.«И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь [Бог твой], целитель твой.

(Исход 15:26)».

БОГ ЕСТЬ ТВОРЕЦ

43.«Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его.

(Псалтирь 99:3)».

44.«Не такова, как их, доля Иакова; ибо Бог его есть Творец всего, и Израиль есть жезл наследия Его; имя Его — Господь Саваоф.

(Иеремия 10:16)».

45. «Прежде, нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.

(Псалтирь 89:3)».

46. «Не такова, как их, доля Иакова, ибо Бог его есть Творец всего, и Израиль есть жезл наследия Его, имя Его — Господь Саваоф.

(Иеремия 51:19)».

БОГ ВСЕМОГУЩИЙ.

47.«вот, Я Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня?

(Иеремия 32:27)».

 

БОГ ЕСТЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ

48.«И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием, говорит Господь Вседержитель, Бог Святой Израилев».

БОГ ЕСТЬ ЦАРЬ

49.«А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный. От гнева Его дрожит земля, и народы не могут выдержать негодования Его.

(Иеремия 10:10)».

50.«ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами.

(Псалтирь 94:3)».

БОГ ЕСТЬ ВЛАДЫКА

51.«ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров,

(Второзаконие 10:17)».

БОГ ЕСТЬ ГОСПОДЬ

52. «И помолился Ему, и Бог преклонился к нему и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его. И узнал Манассия, что Господь есть Бог.

(2-я Паралипоменон 33:13)».

53.«Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ.

(Псалтирь 83:12)».

54.«Господь, Бог твой, есть Бог [благий и] милосердый; Он не оставит тебя и не погубит тебя, и не забудет завета с отцами твоими, который Он клятвою утвердил им.

(Второзаконие 4:31)».

55.«Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет [Свой] и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов,

(Второзаконие 7:9)».

56.«потому нет левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть удел его, как говорил ему Господь, Бог твой.

(Второзаконие 10:9)».

57.«И назвали сыны Рувимовы и сыны Гадовы [и половина колена Манассиина] жертвенник: Ед * [(* Свидетель. — Прим. ред.)], потому что, сказали они, он свидетель между нами, что Господь есть Бог наш.

(Иисус Навин 22:34)».

58.«Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены.

(1-я Царств 2:3)».

59. «И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова.

(3-я Царств 18:21)».

60.«Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!

(3-я Царств 18:39)».

61.«И да пребудет и возвеличится имя Твое во веки, чтобы говорили: Господь Саваоф, Бог Израилев, есть Бог над Израилем, и дом раба Твоего Давида да будет тверд пред лицем Твоим.

(1-я Паралипоменон 17:24)»

62.«Блажен народ, у которого Господь есть Бог, — племя, которое Он избрал в наследие Себе.

(Псалтирь 32:12)».

63.«Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.

(Псалтирь 143:15)».

БОГ ЕСТЬ СПАСИТЕЛЬ

64.«Бог мой — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего, ограждение мое и убежище мое; Спаситель мой, от бед Ты избавил меня!

(2-я Царств 22:3)».

65.«и скажите: спаси нас, Боже, Спаситель наш! Собери нас и избавь нас от народов, да славим святое имя Твое и да хвалимся славою Твоею!

(1-я Паралипоменон 16:35)».

66.«Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих [на Тебя] от противящихся деснице Твоей.

(Псалтирь 16:7)».

67.«Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!

(Псалтирь 26:9)».

68.«Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего; избавь нас и прости нам грехи наши ради имени Твоего.

(Псалтирь 78:9)».

69.«Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой; в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею за тебя.

(Исаия 43:3)».

70.«Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель.

(Исаия 45:15)».

71.«И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!

(Исаия 25:9)».

72.«и притеснителей твоих накормлю собственною их плотью, и они будут упоены кровью своею, как молодым вином; и всякая плоть узнает, что Я Господь, Спасительтвой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев.

(Исаия 49:26)».

73.«Ты будешь насыщаться молоком народов, и груди царские сосать будешь, и узнаешь, что Я Господь — Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев.

(Исаия 60:16)».

74.«Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним.

(Исаия 62:11)».

75.«И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому еще удерживается, чтобы сжалиться над вами; ибо Господь есть Бог правды: блаженны все уповающие на Него!

(Исаия 30:18)».

 

ГОСПОДЬ РУКОВОДИТ ПРОРОКАМИ, то есть, Бог есть руководитель пророков:

76.«И скажи народу земли: так говорит Господь Бог о жителях Иерусалима, о земле Израилевой: они хлеб свой будут есть с печалью и воду свою будут пить в унынии, потому что земля его будет лишена всего изобилия своего за неправды всех живущих на ней.

(Иезекииль 12:19)».

77.«потому что на Моей святой горе, на горе высокой Израилевой, — говорит Господь Бог,там будет служить Мне весь дом Израилев, — весь, сколько ни есть его на земле; там Я с благоволением приму их, и там потребую приношений ваших и начатков ваших со всеми святынями вашими.

(Иезекииль 20:40)».

78.«Ты же, сын человеческий, так говорит Господь Бог, скажи всякого рода птицам и всем зверям полевым: собирайтесь и идите, со всех сторон сходитесь к жертве Моей, которую Я заколю для вас, к великой жертве на горах Израилевых; и будете есть мясо и пить кровь.

(Иезекииль 39:17)».

79. «1 Пророчество о Ниневии; книга видений Наума Елкосеянина.

2 Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих.

3 Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако — пыль от ног Его.

4 Запретит Он морю, и оно высыхает, и все реки иссякают; вянет Васан и Кармил, и блекнет цвет на Ливане.

5 Горы трясутся пред Ним, и холмы тают, и земля колеблется пред лицем Его, и вселенная и все живущие в ней.

6 Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним.

7 Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него.

8 Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак.

9 Что умышляете вы против Господа? Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится,

10 ибо сплетшиеся между собою как терновник и упившиеся как пьяницы, они пожраны будут совершенно, как сухая солома.

11 Из тебя произошел умысливший злое против Господа, составивший совет нечестивый.

12 Так говорит Господь: хотя они безопасны и многочисленны, но они будут посечены и исчезнут; а тебя, хотя Я отягощал, более не буду отягощать.

13 И ныне Я сокрушу ярмо его, лежащее на тебе, и узы твои разорву.

14 А о тебе, Ассур, Господь определил: не будет более семени с твоим именем; из дома бога твоего истреблю истуканов и кумиров; приготовлю тебе в нем могилу, потому что ты будешь в презрении.

15 Вот, на горах — стопы благовестника, возвещающего мир: празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты твои, ибо не будет более проходить по тебе нечестивый: он совсем уничтожен.

(Наум 1:1-15)».

МЫ ПРИВЕЛИ РАЗНООБРАЗНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ТОГО, ЧТО ЕСТЬ БОГ, НО ИХ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. НЕ ВСЕ ОНИ ОТНОСЯТСЯ К СУЩНОСТИ БОГА, МНОГИЕ ОТНОСЯТСЯ К ДЕЙСТВИЯМ ЕГО, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, КАЖДОЕ ДЕЙСТВИЕ ХАРАКТЕРИЗУЕТ БЫТИЕ БОГА ПО-СВОЕМУ.

ЕСЛИ ОБРАТИТЬСЯ К СВИДЕТЕЛЬСТВУ ЦЕРКВИ, ТО МОЖНО ОБНАРУЖИТЬ СВИДЕТЕЛЬСТВ НЕ МЕНЬШЕ, НО ИЗ-ЗА ОГРАНИЧЕННОГО ВРЕМЕНИ, МЫ ИХ НЕ ИСКАЛИ.

Мёсzца тогHже въ к7f-й дeнь. Ўсэкновeніе честнhz главы2, честнaгw слaвнагw прbр0ка п®тeчи и3 кrти1телz їwaнна.бGор0диченъ:

Ћкw дв7у и3 є3ди1ну въ женaхъ, тS безъ сёмене р0ждшую бGа

пл0тію, вси2 ўблажaемъ р0ди человёчестіи: џгнь бо всели1сz въ

тS бжcтвA,и3 ћкw мLнца млек0мъ питaеши зижди1телz и3 гDа.

тёмъ ѓгGльскій и3 человёческій р0дъ, дост0йнw слaвимъ пресвzт0е

ржcтво2 твоE, и3 соглaснw вопіeмъ ти2: моли2 хrтA бGа, согрэшeній

њставлeніе даровaти покланsющымсz вёрою пресвzт0му ржcтвY

твоемY.

«Поскольку Бог есть чистый акт, он не составлен из материи и формы. Поскольку Бог есть то, что все существа имеют, в нем нет никакой отдельной сущности, которую надо было бы объединить с актом бытия. Абсолютная простота Бога вытекает из его «места» в структуре мироздания. Он — Первая Причина всего сущего, и поэтому не является результатом соединения простых начал. Все отдельные существа обязаны своим существованием Первой Причине. Следовательно, они получают свое существование. Их сущность (то, что они суть) получает существование от Бога. Напротив, поскольку Первая Причина не получает своего существования, то нельзя сказать, что она отлична от него.

 

 В отличие от Бога все сотворенные существа не просты. Даже бестелесные ангелы, хотя они и не составлены из материи и формы, подобно всем творениям составлены из сущности и существования. В них есть то, что получает бытие, а именно, сущность, и бытие, сообщаемое им Богом.

В иерархии творений человек — первое существо, отличающееся двойной составленностью. Во-первых, он состоит из души и тела, что есть просто частный случай составленности из формы и материи, присущей всем телесным существам. Форма (разумная часть души) определяет, что есть человек, его чтойность (quidditas). Во-вторых, поскольку человек — сотворенное существо, в нем наличествует иная составленность: из сущности и существования. Через форму «души» существование сообщается всем составным элементам человеческого существа.

 

 Таким образом, в учении Фомы Аквинского чистый акт бытия, соответствующий глаголу «быть», предшествует бытию той или иной сущности. Бытие перестает быть признаком сущности, отделяется от моментов чтойности, концептуально-смысловой определенности, выражаемых понятиями сущности и формы. Введение понятия акта бытия позволило Фоме Аквинскому по-новому подойти к решению важнейших проблем схоластической философии.

 

 Ведь если бытие неотделимо от чтойности, то причина бытия вещи будет совпадать с причиной, обусловливающей наличие у нее определенной формы. «Быть» и «быть чем-то» в этом случае оказываются тождественными друг другу. Из предположения тождества бытия и чтойности исходит, например, Гильберт Порретанский, философски осмысляя акт творения. Причиной бытия отдельного человека как обладающего свойством «быть человеком» Гильберт считает родовую сущность, соответствующую абстрактному понятию «человечность». Бог творит мир, сообщая каждой вещи и бытие, и форму (чтойность) через ее родовую сущность, или Идею. По Гильберту, «телесность» есть причина бытия тела, а «человечность» — бытия человека.

 

 Для правильного понимания, как данной концепции Гильберта, так и других схоластических доктрин, важно не упускать из виду принципиального различия между средневековым понятием причинности и концепцией причинности Нового времени. Если для человека Нового времени объяснить что-либо — это либо указать внутреннее соотношение частей, либо установить отношение данной вещи или явления к другим объектам, то для схоластического мышления, руководствовавшегося учением Аристотеля о четырех причинах, объяснить — это выделить некоторую характеристику в чистом виде, зафиксировать наличие неделимой определенности, т.е. одного признака.

 

 Формальная причина, например, — это «одно», благодаря причастности к которому вещь становится тем, что она есть. Материальная причина означает то, что может принять форму, т.е. она вводится опять-таки через указание одного (формы). Материя — это то, что еще не стало одним. Целевая причина вещи — это «одно», рассматриваемое как должное состояние вещи, как то, чем она должна стать (например, целевая причина для семени дерева — само дерево)». (Столяров А. А. Понятие бытия и проблема сущности и существования./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.: Греко-латинский кабинет, 1995 — с.337-341).

«На первый взгляд может показаться, что принцип неразличимого единства нарушается в случае действующей причины (двигателя). Понятие действующей причины Аристотель разрабатывал, ориентируясь главным образом на действие перемещения. Причина насильственного движения вещи — некая другая вещь, выступающая в роли двигателя. Сам Аристотель не уточняет в «Физике», за счет чего двигатель может двигать движимое: за счет ли того, что в нем есть нечто отличное от движимого, или же в силу своего тождества с движимым, — но последующие мыслители дали недвусмысленный ответ на этот вопрос. Уже в неоплатонизме причастность движимого к движению рассматривалась как следствие причастности двигателя к движению, поскольку в качестве аксиомы принималось, что все доставляющее (что-то) другому своим бытием, само есть первично то, что оно уделяет воспринимаемому (см. [20, с. 36]). Средневековые концепции действующей причины аналогичным образом исходят из тождества двигателя и движимого относительно свойства движения». (Столяров А. А. Понятие бытия и проблема сущности и существования./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.: Греко-латинский кабинет, 1995 — с.337-341).

Бог не актуализирует собственную потенциальность к существованию, так как это означало бы, что Он стал причиной Своего существования.

Разумеется, Бог имеет потенциальную возможность создавать другие сущности. Но он не дает Себе бытие. Он был и есть всегда.

Самодостаточность бытия Бога означает, что Он и есть Бытие; всё остальное лишь имеет бытие. Бог есть чистая Актуальность; всё остальное содержит в себе как актуальность, так и потенциальность.

«Вещь в схоластике, как уже отмечалось, является онтологической проекцией логического суждения «S есть Р». В суждении можно выделить три составляющие: S, Р и глагол-связку «есть». Каждой составляющей соответствует определенный аспект в структуре бытия. Какие из них более фундаментальны и потому могут рассматриваться в качестве причин, а какие производны? Ответить на этот вопрос, значит понять, как осуществляется акт творения.

 

 Очевидно, что вещь (S), поскольку она сотворена, не является первоэлементом онтологии. Именно бытие вещи, обозначенной субъектом суждения, и подлежит объяснению. Причиной ее бытия, причем бытия в качестве вещи, имеющей определенный вид, является родовая сущность, обозначенная предикатом Р, — так можно сформулировать ответ Гильберта. При этом Р фиксирует и определенность (чтойность), приобретаемую S в акте творения, и бытие в собственном смысле слова, которое в суждении выражается глаголом «есть». Точнее, причина бытия вещи обозначается не Р, а «есть Р». Суждение, таким образом, подразделяется Гильбертом не на три, а на две части: «S» и «есть Р», и вторая выделяется в качестве указывающей на причину, порождающую в результате соединения родовой сущности с материей индивидуальную субстанцию.

 

 Фома Аквинский в отличие от этого выделяет в качестве ключевого момента целого акт бытия, на который указывает глагол-связка «есть». «Есть» (бытие) — это характеристика, принадлежащая всем сотворенным вещам несмотря на различие их сущностей. Акт бытия первичен и по отношению к форме (Р), и по отношению к индивидуальной субстанции (S). В то же время, рассматриваемый сам по себе, он не имеет ничего общего с сущностями конечных вещей; чистое бытие абсолютно непостижимо. Таким образом, использование понятия акта бытия позволило Фоме Аквинскому, во-первых, выразить то, что привходит к сущности каждой вещи в момент ее сотворения, — именно, бытие, сообщаемое Творцом, являющимся причиной всякого бытия, ибо только Он есть Бытие (все сотворенное не имеет, а получает бытие от Творца), — и во-вторых, обосновать радикальное отличие чистого Бесконечного Бытия от бытия конечных вещей, ограниченного той или иной формой.

 

 Кроме того, введение понятия акта бытия, отличного от формы, позволило Фоме отказаться от допущения множественности субстанциальных форм у одной и той же вещи. Его предшественники и современники, в том числе Бонавентура, не могли воспользоваться учением Аристотеля о существовании единственной субстанциальной формы у каждой вещи (из которого вытекало утверждение о душе как субстанциальной форме тела), поскольку со смертью тела должна была бы исчезнуть и душа, ибо форма не может существовать без целого, чьей формой она является. Чтобы избежать нежелательного вывода, они были вынуждены допустить, что душа есть субстанция наряду с телом, состоящая из своей формы и своей (духовной) материи, которая продолжает существовать после исчезновения тела. Но тогда человек, или любая вещь, поскольку в ней сосуществуют многие формы, оказывается не одной субстанцией, а состоит из нескольких (материальных) субстанций. Допущение акта бытия как акта создающего не только вещь, но и форму, позволяет решить эту проблему. После смерти тела разумная душа остается субстанцией, но не материальной, состоящей из формы и духовной материи, а имматериальной, состоящей из сущности и существования, не прекращая, следовательно, своего существования. Единственность же субстанциальной формы у человека, как и у любой другой субстанции, объясняет присущее каждой из них единство». (Столяров А. А. Понятие бытия и проблема сущности и существования./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.: Греко-латинский кабинет, 1995 — с.337-341). 

Таким образом, Бог не может не существовать. Все Его создания могут не иметь бытия. Другими словами, они имеют потенциальность не существовать. Только Бог есть Необходимое Существо. Все остальные существа лишь возможны в своём существовании.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *