Жертва Каина и Авеля.

Жертва Каина и Авеля.

 

Согласно Библии, жертвы Богу приносились со времен Авеля и Каина, причем, приносились именно Богу как дар. Но, если дар, то почему с кровью?

Согласитесь, что-то в этой картине не досказано.

Тайна какая-то.

Возможно, в разгадке ее нам помогут имена первых людей земли, ибо во времена Адама и Евы имена имели и смысловую нагрузку, характеризуя их носителей, поэтому будет весьма любопытно узнать, что имели в виду родители, когда называли своих драгоценных чад по имени.

«Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.

(Бытие 4:1)».

Как видите, Ева родила человека, и неплохого человека, если прибавила к своим словам «от Господа».

От Господа плохие не рождаются.

От Господа был Самуил у Анны.

«Чрез несколько времени зачала Анна и родила сына и дала ему имя: Самуил, ибо, [говорила она], от Господа [Бога Саваофа] я испросила его.

(1-я Царств 1:20)».

И в Псалтири говорится, что дети – награда от Него.

«3 Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева.

4 Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые.

5 Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах.

(Псалтирь 126:3-5)».

Первенец удался и умненький, и хорошенький. Ему родители несли первое яблоко и лучшую шкуру, ему первые ласки и первые песни. Радовались, как могли, и его радовали.

Второй же родился не такой…. Да и подустали Адам и Ева чадо нянчить, захотелось отдохнуть немного от родительских хлопот. А дитя плачет, внимания требует к себе. Вот и назвали они его Авель, по одному словарю:

«А́вель (иврит: הבלпар, суета, плач), греческое — Άβελ, арабское — (в Коране) Хабиль — второй сын Адама и Евы. Был пастухом овец — поскольку земля была проклята, он отказался ее обрабатывать. [Раши. Комментарий к книге Берешит]. Убит своим братом Каином после того, как жертвоприношение Авеля было принято Богом более благосклонно». (http://ru.wikipedia.org/wiki).

А по другому словарю:

«Авель [еврейское — Хевел, возможно, происходит от аккадского — аплу или шумерского ибила, «сын», но более вероятно, от еврейского — хевел, «дуновение», «ничтожность»].

Авель — второй сын Адама, пастух. Бог принял жертву, которую Авель принес от первенцев своего стада и от их тука. Каин из зависти убил Авеля, своего брата, поскольку его собственная жертва не была принята Богом(Быт 4:2-11). В НЗ А. назван праведным, а его вера и деяния восславлены (Мф 23:35; 1Ин 3:12; Евр 11:4). В Евр 12:24 пролитая кровь А., которая вопиет к Богу об отмщении, сравнивается с кровью Христа, чей голос звучит сильнее, поскольку кровь Спасителя делает возможным прощение». (Библейский словарь Брокгауза).

Одна кровиночка – человек, а другая – ничтожность.

Первому – все, а второму – что останется, а оставалось немного. Вот и жил он как придется.

Мы с вами рассмотрели предпосылки преступления.

А теперь посмотрим материальную основу.

Господь, когда сотворил человека, то благословил вкушать растения земли.

«27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу;

(Бытие 1:27-29)».

И разрешил мясо животных Ною только после потопа и жертвоприношения, а до этого человек ел растительную пищу.

«15 И сказал [Господь] Бог Ною:

16 выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою;

17 выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле.

18 И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним;

19 все звери, и [весь скот, и] все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега.

20 И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.

21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:

22 впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.

(Бытие 8:15-22)».

«1 И благословил Бог Ноя и сынов егои сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею];

2 да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они;

3 все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все;

4 только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте;

5 Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его;

6 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию;

(Бытие 9:1-6)».

Естественно, возникает вопрос, с какой целью Авель разводил скот, если мясной пищи человек еще не употреблял?

Возможно, ради шкур, шерсти и молока, ибо кожаные одежды дал Господь человеку Сам, следовательно, животных начали убивать со времен изгнания из Рая до рождения первых людей земли.

«И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

(Бытие 3:21)».

«Еврейский мудрец и философ Йосеф Альбо, живший в Испании [10Йосеф Альбо (1380—1444)-ученик Крескаса — Философия — Пути к истине от RIN.RU] в XIV веке трактовал причину убийства как месть за жизнь животного, принесённого в жертву Авелем. Согласно его трактовке, мотивация Каина происходила от уравнивания ценности жизни животного и человека, и мести за жизнь животного в качестве следующего логического шага. [11Каин, Гитлер и Вегетарианство]». (http://ru.wikipedia.org/wiki).

Согласитесь, на фоне приведенных текстов Библии теория мудреца выглядит как-то не очень мудро. Если животных начали убивать родители, и тому научили детей своих, то мысль о мести одного брата другому за смерть животного несостоятельна.

Дети выросли.  

И Каину как первенцу досталась земля плодородная в прекрасном месте, где колосился хлеб и рос виноград, а младшему сыну отдали землю похуже: плоскогорье с редким кустарником и незавидной травой.

Но он и тому был рад, хотя жилось ему бедно и впроголодь.

Каин получал прекрасные урожаи и радовался жизни, а Авель едва сводил концы с концами, и чтобы не умереть с голода, начал разводить овец и коз.

Итак, «Авель принес от первородных стада своего и от тука их». То есть, жертва была сначала убита им, из нее он взял тук и принес Богу. Греха же тем самым не совершил, так как мяса он не ел, согласно тексту, а животных разводил с иной целью. Богу же отдал в дар то, что было в хозяйстве не нужно – жир и кое-какие внутренности, что собаки не ели.

«3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,

4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,

5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.

(Бытие 4:3-5)».

Решение, принести в жертву Богу тук и внутренности животных, было вынужденное. Отдать целую овцу на всесожжение ему было сложно, так как в таком случае потерял бы большую и теплую шкуру, и мясо овцы необходимо было для сторожевых собак, которые охраняли его небольшое стадо. То есть у него было желание принести хорошую жертву Богу, но возможности, как таковой,  не было.

Естественно, он сожалел о том, что не может принести большую и хорошую жертву, но с другой стороны немного и лукавил, так как в душе сознавал, что им движет не только материальная бедность, но и скупость. Это вызвало в душе его печаль и тревогу.

«Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.

(2-е Коринфянам 7:10)».

Очевидно, во время заклания жертвы Авель просил прощения у Бога, так как понимал, что Господь знает его мысли, и видит его ухищрения, вспоминал свое недостоинство перед Ним, и перечислял проступки, и жертву свою представлял ничтожной – человек, все, что ему не нужно, презирает и считает ничтожным.

Это было первое человеческое осознание своей вины перед Богом.

«18 Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною.

19 Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем.

(Псалтирь 37:18,19)».

Одновременно он просил помощи у Бога, так как видел благоденствие брата и желал жить так же богато, как тот.

«22 Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня;

23 поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!

(Псалтирь 37:22,23)

17 Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: «велик Господь!»

18 Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты — помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли. {Слава:}

(Псалтирь 39:17,18)».

«169 Да приблизится вопль мой пред лице Твое, Господи; по слову Твоему вразуми меня.

170 Да придет моление мое пред лице Твое; по слову Твоему избавь меня.

171 Уста мои произнесут хвалу, когда Ты научишь меня уставам Твоим.

172 Язык мой возгласит слово Твое, ибо все заповеди Твои праведны.

173 Да будет рука Твоя в помощь мне, ибо я повеления Твои избрал.

174 Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой — утешение мое.

175 Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне.

176 Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл. {Слава:}

(Псалтирь 118:169-176)».

«Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.

(Псалтирь 41:12)».

«3 Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.

4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!

5 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего. {Слава:}

(Псалтирь 42:3-5)

Нечто подобное обязательно творилось в душе Авеля. Но та же Псалтирь говорит, что Господь слышит молитвы человека, и помогает ему.

2 Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иаковлева.

3 Да пошлет тебе помощь из Святилища и с Сиона да подкрепит тебя.

4 Да воспомянет все жертвоприношения твои и всесожжение твое да соделает тучным.

5 Да даст тебе [Господь] по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит.

(Псалтирь 19:2-5)

17 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:

18 ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.

19 Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

(Псалтирь 50:17-19)

1 {Псалом Давида.} К Тебе, Господи, возношу душу мою.

2 Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь [вовек], да не восторжествуют надо мною враги мои,

3 да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя: да постыдятся беззаконнующие втуне.

4 Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим.

5 Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день.

6 Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века.

7 Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!

8 Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь,

9 направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим.

10 Все пути Господни — милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его.

11 Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое, ибо велико оно.

12 Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать.

13 Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю.

14 Тайна Господня — боящимся Его, и завет Свой Он открывает им.

15 Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои.

16 Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен.

17 Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих,

18 призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои.

(Псалтирь 24:1-18)

 

Каин, напротив, отбирал для Бога самые лучшие плоды и мысленно хвалил себя, мол, какой я хороший – «самое лучшее отдаю Богу, сам не съел – Ему несу, а этот Авель несет Богу то, что даже собаки не едят, — жир и почки. Фи».

В его мысли блуждало осуждение и превозношение. Но Господь не разрешает этого даже в мыслях.

«Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

(К Римлянам 14:4)».

Аналогично этой ситуации была рассказана история «О мытаре и фарисее» Иисусом Христом ученикам Своим.

«7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?

8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:

10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

(От Луки 18:7-14)».

Потому и жертва Авеля была принята Богом, и грехи его прощены, и сам он освящен Духом Святым, а у Каина нет.

И еще следует учитывать следующий момент. Тщеславных дел, прославляющих грешника, а не Бога, Господь не принимает. Дело человека – всегда  прославлять Бога.

Почему впервые принесена в жертву кровь животного, и почему Господь ее принял, а плоды земли нет? Подарки же и то и другое, но кровь принял, а плоды не призрел. Объяснений тому существует много, но основное толкование заключается в том, что в Авеле видят праведность, мол, Авель был добрый, а Каин злой.

«Преподобный Ефрем Сирин, живший в IV веке, в толковании Книги Бытия рассуждает о поступке Каина, замечая, что целью жертвоприношения должна была явиться демонстрация Творцу благодарности со стороны приносящего.

По мнению Сирина, жертва Каина Господу была совершена не из любви, а из небрежения и поэтому была отвергнута: «У Каина были волы и тельцы; не было у него недостатка в зверях и птицах, чтобы принести их в жертву, но он не принес их в тот день, когда надлежало принести начатки земных плодов. И ужели был у него недостаток в класах, чтобы принести в жертву класы добрые, или в плодах древесных, чтобы избрать из них лучшие? Но он не сделал сего, хотя было то удобно; не позаботился о класах добрых, или о плодах лучших. В душе приносящего жертву не было любви к Приемлющему приношения». [ [rusbible.ru † Библия] Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу Бытия]

 

Если же судить по жертве, принесенной Богу, то Авель убил животное, а Каин никого не убивал вначале. Но видя, что кровь Господь принял, а плоды нет, он решает принести в жертву брата своего.

Не зря же Господь обращается к нему и напоминает о тех добрых мыслях, которыми он руководствовался вначале, когда приносил жертву Богу. Он мягко останавливает Каина от дальнейших действий, объясняет ему, что мысли его о жертве брата греховны, и убеждает остановиться.

«6 И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?

7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

(Бытие 4:6,7)».

Фраза, сказанная Богом, показывает нам, что Каин так же был дорог Ему, как и Авель. Очевидно, он не раз радовал Бога своим желанием угодить Ему. Каином не только обида руководила, но и желание быть первым, чтобы кровь, принесенная им, была лучше, выше, щедрее. Он привык быть первым, и уступать свое первенство какому-то ничтожеству не собирался.

Это первое убийство человека, но не первое лишение жизни. Братья убивали животных. Но понимание зла еще не сформировалось у них. Грех Каина в том, что он нарушил слово Божие, совершил против слова противодействие. Именно тогда он стал рабом дьявола, а не рожден от него. Апостол Иоанн говорит, что Каин от лукавого.

«10 Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.

11 Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга,

12 не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны.

(1-е Иоанна 3:10-12)».

«В духовном смысле такое воззрение объяснимо, потому что человек есть только физически сын своих родителей, а духовно — «порождение» тех сил, которым он служит и уподобляется.

В Библии, однако, прямо сказано, что Адам «познал Еву, жену свою, и она родила Каина»; но Есть «сыны Божьи», как сказано в Писании, и «сыны лукавого», или «дети дьявола»; есть «сыны света» и «сыны тьмы» (см. Матф. 13, 38; I Иоан. 3, 10; I Фес. 5, 5). И в этом смысле Каин является, конечно, «сыном лукавого», или змея.»».(http://ru.wikipedia.org/wiki).

Кстати.

Тот же Авраам готов был заклать единственного сына ради Бога, но мы не называем его жестоким и злым.

«10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.

11 Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.

12 Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.

13 И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего.

14 И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире * [(* Господь усмотрит. — Прим. ред.)]. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.

15 И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба

16 и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,]

17 то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;

18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.

(Бытие 22:10-18)».

 

Кровь жертвы Авеля впервые приняла на себя грехи человека, а растительная жертва Каина, как бы ни была хороша, но по своему строению не могла мобилизовать ответную положительную реакцию энергии, чтобы очистить Каина. А главное, Каин и грехов не называл своих, очищать было нечего, хотя в действительности грехи были и у него.

Дети Адама и Евы не кому-то приносили жертву, а Богу. И кому-то Господь не разрешает приносить жертву, только Ему.  В противном случае жертвоприношение оскверняет землю.

«34 Не истребили народов, о которых сказал им Господь,

35 но смешались с язычниками и научились делам их;

36 служили истуканам их, которые были для них сетью,

37 и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам;

38 проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, — и осквернилась земля кровью;

(Псалтирь 105:34-38)».

Апостол Матфей называет его праведным.

«33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?

34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;

35 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.

(От Матфея 23:33-35)».

Но Авель стал праведным, не потому что рожден был добрым, а потому что покаялся, попросил прощения за свою жертву и за свои грехи, и через кровь животного очистил его Бог перед смертью. Его энергия тела стала такой же, как у Адама до его падения.

Это подтверждает Апостол Павел.

«22 Но вы приступилик горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,

23 к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,

24 и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.

(К Евреям 12:22-24)».

Праведники достигли совершенства, но не родились таковыми. Сред них и Авель, достигший совершенства, путем покаяния.

Тогда как Каин не раскаялся и после убийства. Не попросил прощения.

Праведность – это не сумма положительных качеств у человека, а постоянная устремленность к Богу, желание угодить Ему, основанное на понимании своего недостоинства, если хотите – ничтожества. Даже в имени Авеля присутствует это значение. В момент убийства его, он был свят, потому и стал первым праведником, но праведность его не врожденная, а приобретенная путем исповеди и покаяния.

Если бы Господь принял смерть его как жертву от Каина, то Авель в таком случае был бы первой человеческой жертвой за грех, а не Христос. Свои грехи он искупил бы сам, убитый в жертву Богу. А в замысле Божием необходимо было, чтобы Христос взял все грехи мира.

Так совершилось первое покаяние, превозношение и первое очищение человека через кровь животного. Подробности очищения, сам механизм, мы с вами рассмотрим на примере жертвы за грех у Моисея.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *