Образ Агнца Божия 2

 

Образ Агнца Божия 2

Анна Приткова.

Мы продолжаем разговор с вами о спасении, искуплении и жертве.
Если в первой части, мы выяснили с вами назначение Агнца, как несущего на Себе все грехи мира, как сдерживающее начало в творческом процессе Божием, дабы любое отклонение от нормы не уничтожалось Богом мгновенно, то во второй части поговорим о  Евхаристическом Агнце. Что это такое? Зачем, почему?
Попутно скажем несколько слов об икуплении.

 И начнем с небольшого сопоставления двух текстов Святого Писания. В первом говорится, что можно спастись верою, а во втором говорится, что веры маловато, необходимы еще и дела для спасения.
«19 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом,
20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.
21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,
22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,
23 потому что все согрешили и лишены славы Божией,
24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,
25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,
26 во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.
27 Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры.
28 Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
29 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников,
30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.
(К Римлянам 3:19-30)».
«1 Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?
2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.
3 Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.
4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
13 Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры.14 Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование;
15 ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления.
16 Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам
17 (как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее.
18 Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твое».
19 И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении;
20 не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу
21 и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное.
22 Потому и вменилось ему в праведность.
23 А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему,
24 но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего,
25 Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.
(К Римлянам 4:1-25)».

А С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, говорится:

«13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
(От Матфея 7:13-23)».
«21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
(От Матфея 7:13-23)».

Вот тебе и на.

Верил человек, верил, творил во имя Бога чудеса, проповедовал, бесов изгонял, даже пророчествовал, а его цап-царап в конце бурной деятельности и – в ад. Обидно? Очень.
Правда, некоторые уповают на милосердие Божие, и на то, что верой одной спасутся, как тот же Авраам, «как песчинка не выдерживает равновесия с большим весом золота, так требования правосудия Божия не выдерживают равновесия в сравнении с милосердием Божиим». («Слово» — открытый православный форум, стр.138, Цитата: Boris P. от 25.11.2012, 16:56:17)
Что бы ни говорили мы о милосердии Божием, с чем бы его не сравнивали, но как сказал Бог, что человек умрет за каждый свой грех, так человек и умер, именно, за каждый свой грех. Нет человека на земле, не было и не будет, за каждый грех, которого не умер бы Христос – Агнец Божий.
«Никто не говорит, что вот эта самая кровавая жертва на Кресте нужна была Богу. Но человеку нужно было, чтобы его человеческое естество освятилось Богом». («Слово» — открытый православный форум, стр.138, Цитата: Boris P. от 25.11.2012, 16:56:17).
Кровавая Жертва нужна всем, как Богу, так и творению, и не только тогда, но и теперь. Она не возникла как ответ на грех человека, не была вынужденной, но существовала как образ Любви Божией всегда.
Тогда как «человеческое естество» освящалось Духом Святым и до Распятия Христа, но богом не становилось. СВЯТОСТЬ – не Божественность. Почему? У Святого энергия тела соответствует действиям Господа, Его благодати, но сама материальна, а у бога энергия благодатна.
Тем не менее, грехопадение не закончилось на Голгофе, и продолжается. Великая Жертва Агнца на Кресте задерживает нашу смерть, но до поры до времени, однако, если мы не покаемся, не попросим прощения, не исправимся, жертва отменяется.
«26 Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи,
27 но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.
28 Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью,
29 то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?
30 Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой.
(К Евреям 10:26-30)».

Это касается всех без исключения: и священников, и мирян, и язычников в том числе.

Но без крови не бывает прощения, отвечает Апостол.
«Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.
(К Евреям 9:22)».

А во второй раз Господь не придет жертвовать Собой, как о том же говорит Апостол, но для суда.
«14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
(К Евреям 10:4-14)».
«17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые;
18 потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом.
(1-е Петра 3:17,18)».
Следовательно, огненный меч не пропустит грешника в Рай ДАЖЕ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ОН МОЛИЛСЯ, КРЕСТИЛСЯ И ЧУДЕСА ТВОРИЛ ИМЕНЕМ ГОСПОДНИМ.

Так неужели все напрасно? – скажете вы. Нет.

Но Господь предусмотрел и этот случай, и не просто предусмотрел как запасной вариант спасения, а единственный. Существует еще смерть за Христа, но смерть не в нашей воле: пошлет Господь, примешь ее, а нет – сам себя не убьешь. Тогда как единственный вариант, предусмотренный Богом, заключается в том, что мы сами, а не евреи, вновь распинаем Его, но уже не как Богочеловека, а как Агнца Евхаристического приносим Его в жертву за свои грехи.

Каждый раз во время проскомидии и литургии совершается Жертва Богу, заколается Агнец Евхаристический и проливается Кровь Его.

Приносится Жертва во оставление грехов присутствующих в церкви и причащающихся. Что это такое? – спросите вы.

Здесь мы сделаем выписку из словаря, чтобы быстро идти дальше, опираясь на его информацию.

«АГНЕЦ ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ — четвероугольная частица, вырезаемая во время проскомидии из первой просфоры, которая в конце евхаристического канона пресуществляется в Тело Христово».
«Раньше выбирали из принесенного народом хлеба и вина лучшие. Выбранный хлеб освящался в целом, нетронутом виде, в котором приносился, и раздроблялся на части только непосредственно перед приобщением.
Свидетельства о Евхаристическом Агнце начинают встречаться с IX-X веков, хотя его приготовление не является еще общепринятым литургическим действием.
Первое по времени упоминание о Евхаристическом Агнце принадлежит Константинопольскому патриарху Герману († 740). В приписываемом ему толковании на Литургию, по редакции VIII-X веков, это приготовление описывается следующим образом.
Священник, взяв у диакона просфору и копие и начертав на ней изображение Креста, говорит: «Яко овча на заколение ведеся и яко агнец пред стригущими его безгласен».
Затем он полагает просфору на дискос и, показывая на нее пальцем, произносит: «Тако не отверзает уст своих» и далее, кончая словами: «Яко вземлется от земли живот Его».
Потом полагает сверху изъятую из середины просфоры великую частицу и, начертывая на ней изображение Креста, говорит: «Жрется Агнец Божий, вземлющий грехи мира«.
Большею сложностью отличается приготовление Агнца по указанию чинопоследования Литургии святого Иоанна Златоуста конца XI — начала ХII века.
Священник, говорится там, начертывает копием на просфоре изображение Креста, произнося: «В воспоминание Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, закланнаго за живот и спасение мира».
Потом, надрезая по четырем сторонам печать хлеба на подобие Креста, говорит следующее: «Яко овча… род же его кто исповесть?» И тотчас вынимает эту частицу, то есть печать с ее внутренностью — мякотью и говорит: «Яко вземлется от земли Живот Его. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков».
Затем на нижней части печати начертывается копием изображение Креста, сопровождая это действие словами: «Жрется Агнец Божий, вземлющий грехи мира», и тотчас полагает частицу на дискос.
Описанное последование священнодействий воспроизводят некоторые списки Литургии святого Иоанна Златоуста XIII и даже XV века.
Но в XV веке этот порядок уже представляется анахронизмом. Порядок изъятия Агнца представлял в это время новые действия.
По словам Николая Кавасилы (XIV в.), после положения Агнца на дискос священник прободает хлеб с правой стороны, выражая этим прободение ребер Спасителя и передавая само событие словами: «Един от воин копием ребра Ему прободе», Святой Симеон Солунский (XV в.) отмечает неизвестную из прежних памятников подробность, что при словах: «Яко вземлется от земли Живот Его», священник влагает копие с боку и изымает вместе с печатью четверочастный хлеб. 

Наконец, судя по замечанию Николая Кавасилы: «Священник многократно вонзает копие, потом разрезает хлеб и на столько же частей разделяет пророческое слово». Изречение пророка Исаии: «Яко овча на заколение ведеся… род же его кто исповесть», — произносилось в XIV веке не сразу, непрерывно, а, как и теперь, в четыре приема, при каждом погружении копия в хлеб. С присоединением к прежним действиям трех последних приготовление Агнца получает тот самый вид, который существует в настоящее время. В основной части это последование священнодействий сложилось, таким образом, в X-XII веках, остальные добавления были сделаны в XIV-XV веках». (Богословско-литургический словарь).

Но какие бы там внешние действия не изменились, суть остается прежней: иерей призывает на просфору Духа Святого, Который очищает все отклонения энергии хлеба, а затем Христос становится этим Хлебом, Агнцем Евхаристическим. Именно Его заклает священник за наши грехи. И приносит Богу.

 «…Голгофская Жертва есть Жертва Богу-Троице — есть соборный догмат Православной Церкви, так что не вздумайте вновь восставать на догматы. Жертва Любви и Правды и приносится именно Кому-то, именно — Богу. А нуждался в этом, конечно, человек, а не Бог, и, при этом Бог свободно не хотел вернуть человеку благодать без удовлетворения Своей Правды, неотделимой от Любви. Точно так же свободно, как Бог не хочет, например, грешить, и это вовсе не вводит в Бога какую-то «необходимость» и «сложность» поступать праведно, по Своей Правде.

Итак, причина Крестной Заместительной Жертвы — в Самом Боге в удовлетворении Его неразделимых Любви и Правды, а не во внешних от Бога обстоятельствах». (Последнее редактирование: 25.11.2012, 17:32:32 от + Андрей).

Если мы вспомним историю приношения жертвы, то согласно Библии, она приносилась со времен Авеля и Каина, причем, приносилась именно Богу как дар. И была она с кровью.

«3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.
(Бытие 4:3-5)».

Кровью Авель заслужил внимание Бога, а Каин плодами земли нет. Дети Адама и Евы не кому-то приносили жертву, а Богу. И кому-то Господь не разрешает приносить жертву, только Ему. А, если идет убийство или жертва бесам, то это осквернение земли.
«34 Не истребили народов, о которых сказал им Господь,
35 но смешались с язычниками и научились делам их;
36 служили истуканам их, которые были для них сетью,
37 и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам;
38 проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, — и осквернилась земля кровью;
(Псалтирь 105:34-38)».

Зачем Ему принесена кровь животного, и почему Он ее принял, а плоды земли нет? Подарки же и то и другое, но кровь принял, а плоды не призрел. Объяснений тому существует много, но основное заключается в том, что в Авеле видят праведность, мол, Авель был добрый, а Каин злой.

Если же судить по жертве, принесенной Богу, то Авель убил животное, а Каин никого не убивал вначале. Но видя, что кровь Господь принял, а плоды нет, он решает принести в жертву брата своего. Каином не только обида руководила, но и желание, чтобы кровь, принесенная им, была лучше, выше, щедрее.

Почему Господь не принял жертву его? Да потому что Авель в таком случае был бы первой человеческой жертвой за грех, а не Христос. Свои грехи он искупил бы сам, убитый в жертву Богу. А необходимо было, чтобы Христос взял все грехи мира.

Ной так же принес в жертву животных и птиц :
«20 И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.
21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:
22 впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.
(Бытие 8:20-22)».

И у Авраама Господь не принял Исаака в жертву, ибо братоубийство и отцеубийство не угодно Богу в самом корне, но еще и потому, что кровь Авеля или Исаака, принесенная в жертву Богу, освятила бы землю. А в замысле уже существовал Агнец, Который должен был умереть как человек первым и взять все грехи человеческие.
«10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.
11 Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.
12 Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
13 И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего.
14 И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире * [(* Господь усмотрит. — Прим. ред.)]. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.
15 И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба
16 и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,]
17 то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;
18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.
(Бытие 22:10-18)».

«Всесожжения тучные вознесу Тебе с воскурением тука овнов, принесу в жертву волов и козлов.
(Псалтирь 65:15)».

Итак, кровь, пролитая Господу, очищает от греха, тому подтверждение кровь мучеников, пролитая за Христа.

И евреи не просто приносили животных Богу в дар, но наговаривали на него свои грехи.

Теперь мы так же перед Евхаристией приносим исповедь Богу о своих грехах, а затем заколается жертва, очищающая их, творится это в воспоминание о распятии Богочеловека, как Он заповедовал. Хлеб и вино претворяются в ТЕЛО И КРОВЬ ХРИСТОВУ И ЗАТЕМ ЗАКОЛАЕТСЯ Агнец Евхаристический.

Так исполнилось слово Божие.
«а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
(Бытие 2:17)».
За каждый грех – мгновенная смерть.

Для чего, если уже была Жертва, и все грехи прощены?
Что напоминается нам этой жертвой?

Что евреи две тысячи лет назад убили Христа, или то, что мы с вами Христопродавцы и убийцы, и каждый день распинаем Его своими поступками?
Вы скажете: и то и другое.

Прекрасно.

Естественно, возникает вопрос: если все грехи прощены, то для чего существует следующий текст:
«21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.
23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
(От Иоанна 20:21-23)».

Отпущение грехов при жертве полностью сглаживает каждый грех, названный в исповеди.

И не только. Причащаясь Тела и Крови Христовых, человек реально на одни сутки соединяется с сущностью Бога, или до того момента, пока не согрешит. Господь Иисус Христос реально присутствует в человеке, а не символически, и реально воздействует на человеческий организм Своей благодатью рождающейся. Претворенные Хлеб и Вино перевариваются и всасываются человеческим телом, а затем идут по всему организму и питают его, лечат, спасают человека, приводят его в такое состояние, когда грехопадение уже в принципе будет невозможно.

Проведем аналогию.

Евреи, принеся жертву Богу, ели от жертвенного, мы так же вкушаем от Жертвенного Агнца, и тем самым соединяемся с Богом Кровью и Телом Его.

Необходимо нам это соединение сейчас, сию минуту? Да. Так почему же возникают постоянно вопросы о необходимости жертвы. Что выше мы можем принести Богу в дар как не «Богово Богу»?

 «»Юридисты» просто смешивают употребление юридических терминов с доктриной искупления. Да, Апостолы употребляли юридические термины;  свв. отцы повторяют Апостолов. «Юридисты» же идут намного дальше. Они из употребления юридических терминов Апостолами и отцами делают вполне определённые выводы о сути Искупления и о природе Бога, а затем догматизируют эти выводы (которые в чистом виде, несомненно, являются ересью и хулой на Него). Это выглядит примерно также нелепо и нечестиво, как если бы из наименования Спасителя «Агнцем» делались бы какие-либо зоологические выводы…. По православным представлениям Жертва Христа приносится Богу не потому, что Тому требуется какое-то пресловутое «удовлетворение» (сатисфакция), а потому что Ему угодно спасти нас. Смерть Христа исцеляет человеческую природу, избавляя её от тления, смерти и греха. Это и есть тот дар, который приносится Богу. Во Христе человек очищается от смерти и греха, тем самым соединяется с Богом. В Сыне Божьем, приобщившись исцелённой человеческой природы, человек может приобщиться к Богу!

Догмат искупления разобран в работе протоиерея Петра Гнедича, доктора богословия. Там приведены очень интересные исследования, рекомендую всем, кто интересуется:

«Установление точного смысла греческого (подлинного) текста посланий апостола Павла дает основание для сравнения его со славянским и русским переводами: в русском переводе «искупление» – в славянском – «избавление»; в русском – «умилостивление», в славянском – «очищение»; в русском: «Возмездие за грех – смерть» (Рим. 6, 13), в славянском – «Оброцы (награды) греха смерть» и др.

Это показывает, что славянский текст, не имея юридического смысла, ближе выражает мысль подлинника и что юридический смысл этих выражений в русском переводе явился следствием влияния юридического направления в богословии в период их перевода». (Денис В.С. Сообщений: 21 629. Вероисповедание: Православие)

Подробнее смотрите здесь: //krestnoevremja.cerkov.ru/index.php/archives/2869
И ЗДЕСЬ:Библиотека МДА. Инв. №37739

 «Итак, собрав сие немногое из многих свидетельств Божественных отцов для ясного доказательства истины, мы поместили это в настоящем списке, избегая длинноты слова. Хотящим же быть трудолюбивыми надлежит составить определение этого догмата из множества других свидетельств. После того как Божественные отцы изрекли столь единогласно об этом, ясно, что Владыка Христос добровольно принес Себя в жертву, принес же Самого Себя по человечеству, и Сам принял жертву как Бог вместе со Отцом и Духом. Итак, на этом основании, на котором мы и прежде были соединены, подобает и впредь мудрствовать питомцам Церкви, как поклонникам Троицы. Богочеловек Слово вначале во время владычных Страстей принес Спасительную Жертву Отцу, Самому Себе, как Богу, и Духу, от Которых человек призван от небытия к бытию, Которых он и оскорбил, преступив заповедь, с Которыми произошло и примирение страданиями Христа. Равным образом и теперь бескровные жертвы приносятся всесовершенной и усовершающей Троице, и Она их принимает». (Томос Константинопольского собора 1157 г.).

Здесь следует сделать небольшое пояснение. Во время страсти, когда благодать отступила, на Кресте действительно умирал Христос Человек и приносил Человека в Жертву Пресвятой Троице. Мы о том говорили с вами в первой части.   

Итак, причина Крестной Заместительной Жертвы — в Самом Боге, в удовлетворении Его неразделимых Любви и Правды, а не во внешних от Бога обстоятельствах.

«А что за «замещение» — то? Вот «юридисты» говорят: «Если Бог запретил вкушение с древа, предупредив, что этого будет смерть, то Он не может солгать и смерть должна наступить». Хорошо. Но мы же знаем, что Адам умер, то есть он расплатился за своё преступление. И каждый человек претерпевает смерть. А «юридизм» почему-то считает, что Адам не расплатился, а был каким-то «должником». Онтологически это же не так!».

Адам жил после своего преступления еще 800 лет, а должен был умереть мгновенно. Для того, чтобы он не умер мгновенно и существует Агнец Божий, Который несет на Себе все грехи мира. Кроме того, смерть Адама была бы вечной, если бы не распятие Христа и Его Жертва. Но возможно было и полное уничтожение Его.
«3 Адам жил сто тридцать [230] лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.
4 Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [700] лет, и родил он сынов и дочерей.
5 Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.
(Бытие 5:3-5)».

«Ибо защита Сына не меньше, а защита Отца не больше; она вообще является лишь защитой Сына, и действует только через Сына». (преподобный Максим Исповедник)
«Кроме того, исцеление природы могло быть и без Боговоплощения:
«Предвечное и неописанное Слово Божие и Вседержитель и Всемогущий Сын, мог бы и без того, чтобы воплотиться, всячески избавить человека от тления, смерти и рабства диаволу.
Но более соответствующий нашему естеству и немощи, и наиболее отвечающий Совершителю, был тот способ, который был благодаря Воплощению Слова Божия, как способ, заключающий в себе и принцип правосудия, без чего ничто не совершается Богом. «Праведен Бог и Правду возлюби, и несть неправды в Нем» (Пс.10:8).

Итак, поскольку справедливо мы были преданы в рабство диаволу и смерти, то долженствовало, конечно, чтобы и возвращение человеческого рода в свободу и жизнь было совершено Богом по принципу Правды». (свт. Григорий Палама, 16 Омилия).

 «Итак, Бог не нуждается ни в чем, никогда. Разве Бог нуждается в Правде, в Своем «принципе правосудия, без чего ничто не совершается Богом» (с)? Нет, следование этому Принципу совершенно свободно, как и невозможность для Бога грешить, и не делает его «нуждающимся» в собственной Правде. Он в Ней не нуждается, но всегда ей свободно следует, и без нее ничего не делает. И это настоящий аргумент, а вовсе не демагогия». (Андрeй Сообщений: 4 356 Вероисповедание: православный христианин Ответ #2744 : 25.11.2012, 21:45:47).

Бог ни в чем не нуждается, это правда, но у Бога есть замысел, которому Он неуклонно следует. Агнец Божий существовал до грехопадения человечества, до творения материи, и Его нельзя назвать следствием греха, ответом на грех со стороны Бога.

Исправлять грехи иным способом, например, механически, гораздо хуже, чем данным способом. Так как механическое исправление не ведет к осознанию своей греховности человеком, и к пониманию величия Любви Божией.

И спасение от мгновенной смерти всего человечества возможно только через смерть Жертвы, ибо благодать Сына Божьего воспроизводит творение, но она же его и уничтожает. Если ей не взять на себя все отклонения от нормы, и не компенсировать их хотя бы частично, то человек будет ею уничтожен мгновенно.

 « Последнее редактирование: 25.11.2012, 21:48:30 от + Андрей »    «Умер Бог, Кровь Божия излита на кресте. Что может быть драгоценнее сей смерти, что страшнее ее? Чем столько согрешило естество человеческое, что нужно было такое искупление? Какова должна быть язва, что для уврачевания ее нужна была сила такого врачевства? Ибо надлежало, чтобы грех был искуплен каким-либо наказанием и чтобы только понесшие достойное наказание за то, в чем согрешили пред Богом, избавлены были от осуждения. Ибо уже не может быть обвинен наказанный в том, за что понес наказание; из людей же нет никого, кто будучи чист, сам потерпел бы за других, так как никто не в силах вынести надлежащее наказание ни за самого себя, ни весь род человеческий, хотя бы как можно было ему умереть тысячекратно. Ибо, какая цена в том, что постраждет ничтожнейший раб, сокрушивший царский образ и оскорбивший его величие? Посему безгрешный Владыка, претерпев многие страдания, умирает и несет язву, приняв на себя защиту людей, как человек, освобождает же весь род от осуждения и дарует связанным свободу, потому что Сам не имел в ней нужды, будучи Богом и Владыкою». (Прав. Николай Кавасила, Семь слов о жизни во Христе). 

Наказанный обвиняется, сколько угодно, если он не во Христе и продолжает грешить. Жертва отменяется, если человек продолжает грешить. И только Агнец Евхаристический восстанавливает разрушаемую человеком связь с Богом.

 «…По поводу «принципа правосудия» я уже задавал вопрос: что справедливого в смерти невинного вместо виноватого? Наоборот, это вопиющая несправедливость». (Boris P. Сообщений: 518 Вероисповедание:Православие Ответ #2746 : 25.11.2012, 22:38:36)

Человек представляет собой сгусток сотворенной энергии, которая должна постепенно самоосознать себя, и захотеть стать богом по благодати, то есть осознанно изменить себя до уровня бога. Научиться. В процессе обучения неизбежны отклонения от нормы, ошибки, увлечения. Даже не руководимые падшим ангелом, люди способны сделать что-то неправильно, совершить противодействие Богу. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Бога лучше умереть одному человеку за все грехи, за все отклонения от нормы, и дать человечеству возможность исправить свои ошибки, чем убивать младенцев в колыбели.

Я ТЕБЕ ДАЛ ЖИЗНЬ, ДАЛ ВОЛЮ ВЫБОРА, ДАЛ ВРЕМЯ НА РАЗМЫШЛЕНИЕ И НА ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК, И ТЫ В КОНЦЕ СВОЕГО ПУТИ УЖЕ НЕ ИМЕЕШЬ ПРАВА ПРОСИТЬ ВРЕМЯ НА ИСПРАВЛЕНИЕ ИХ, НЕ МОЖЕШЬ ПРОСИТЬ ВТОРУЮ ЖИЗНЬ. ВСЕ ТОЧКА.
«49 Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете,
50 и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.
51 Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ,
52 и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.
(От Иоанна 11:49-52)».

Это сказал Первосвященник. А первосвященники иногда были движимы Духом Святым и потому изрекали Божии мысли. А ДАЛЬШЕ СЛЕДУЕТ ТЕКСТ Апостола, который говорит, о том, что в результате смерти Христа спасение будет в двух направлениях: первое, замещение всех грехов, а второе, объединение вокруг Христа через жертву.  

«прав. Николай Кавасила, Семь слов о жизни во Христе.
У Квасилы немного не про то… Понятно, что никто из людей не мог искупить весь чел. род. А я спрашивал про «долг». В чём в понимании «юридистов» заключался изначальный «справедливый приговор» грешнику? В смерти? Ну так Адам умер, т.е. в вашем понятии «заплатил», «расплатился»».     (Yelka Сообщений: 1 607 Вероисповедание: православная)

Цитата: + Андрей от 25.11.2012, 15:39:54

Читайте контекст, Великий Святитель ясно показывает в каком аспекте это метафора: «нет противоречия в том, что Отец и желает, и не желает смерти Сына, — ибо первое говорится по проистекающему [из нее] свершению, а второе — по самому изначальному событию» (с), растолковывая тем мысль Григория Богослова. Вот отличия от земного выкупа:

«…кто дает выкуп, не может уже обладать тем, что отдал, и это неизбежно влечет для него ущерб, а получающий приобретает и становится обладателем того, чего прежде не имел. Здесь же все наоборот: Внесший выкуп… понятно, ничего не теряет» (с).

«…спасительная и владычняя кровь будет… служить искуплением… и отличаться от выкупа, потому что обманом поработившему нашу природу ничего не досталось, и потому что в искуплении усматривается великая выгода, не сопровождаемая никаким ущербом» (с).

Весь остальной смысл выкупа — собственный, а не переносный. Это совершенно четко видно и из дальнейших слов Святителя о мучениках, принесших свою кровь Богу: «что Христос принял убиение и пролитую кровь, одобряя не кровь подвижников, но их намерение, — так же как и добавить, что мученики были убиты и пролили кровь за Христа в собственном смысле, а «принесли», «приносили» и тому подобное суть выражения, содержащие метафору» (с). Подобно этому, Христос был убит и пролил кровь за нас в собственном смысле, а метафора здесь только в том, что саму кровь не нужно было никуда нести и где-то хранить: «спасительную и животворящую для мира кровь не хранит в бессмертных кладовых Своего промысла, сберегая ее у Себя непреходящей и нетронутой телесным тлением» (с).

 —Для меня ваши выкладки имеют искусственный характер. Простите. 

Для меня более значимы какие-то простые вещи, на фоне которых сложные логичные объяснения, несмотря на их замысловатость, вдруг обнаруживают свою абсурдность, что ли.

 «А то, получается, кровавый пот ужаса Христос в Гефсиманском саду сам себе «попустил», а затем Отца молил об избавлении…»

 Для меня пока это убойный неопровержимый довод.  Это не входит в противоречие с внутренним чувством правды. А если как у вас — то получается в моих глазах типа театра. Простите». 

Христос Бог Агнец Божий изначально принимает на Себя все грехи мира в образе, в замысле.

«17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.
18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
(К Римлянам 5:17-19)».

Реально же Ему предстоит все пережить. В Гефсиманском саду Христос Человек понимает, что завтра Его оставит благодать Бога, Его тело станет уязвимым для смерти. Этого события Господь не переживал в образе Агнца, и, естественно, волнуется как Человек, Которому предстоит быть оставленным. Здесь показаны две воли во Христе: человеческая и Божья, где Человек соглашается с волей Бога, соглашается умереть.

В замысле Он  отдает жизнь добровольно, и кажется, что спокойно и легко, но это, когда с Ним благодать:
«17 Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.
18 Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.
(От Иоанна 10:17,18)».

В описаниях жития святых говорится о том, что они очень тяжело переживают момент, когда благодать Бога покидает тело. Слезы сами собой выступают почти непрерывно, казалось бы, без причины, тоска, боль в сердце и какая-то пустота овладевает человеком. Но они не умирают. Вспомните для примера Силуана Афонского.

Тогда как Христу Человеку предстояло не только быть оставленным, но пережить смерть. Это событие и показано Апостолами. Но воля Человека подчиняется воле Бога, и Человек соглашается на смерть, однако страдания на Кресте в момент оставленности у Него были так сильны, что Он не вытерпел и закричал:

«46 а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
47 Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.
(От Матфея 27:46,47)».

«34 В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
35 Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.
(От Марка 15:34,35)».  

С другой стороны, этот крик преследует еще и педагогическую, учительную мысль, о том, что на кресте умер Человек, покинутый благодатью. Чтобы не говорили, будто умер на Кресте Бог. Бог был на Кресте до определенного момента, но умер на Кресте Человек.

 «Модернисты же пытаются выжать из этого совершенно понятного текста то, что, мол, сам смысл выкупа — это метафора. Это грязная ложь. Тогда и выкуплены они из греховного плена только метафорически, и благодати сподобляются только метафорически.
Смысл выкупа — это сложное понятие жертвенности, жертвы. Проживание самому последствий вины другого ради его спасения. Но не просто несение мук ради принятия самих мук, а ради какого-то внутри спрятанного процесса. То есть у мук функциональное назначение. Принять смерть не просто ради исполнения приговора, а для того, чтобы проникнуть в царство смерти и разрушить его…

«Пагуба наша состоит в двух злах: во-первых, — в прогневании Бога нарушением воли Его, в потере Его благоволения и в подвергнутии себя клятве законной; во-вторых, — в повреждении и расстройстве своего естества грехом, или в потере истинной жизни и вкушении смерти. Почему для спасения нашего потребны:
во-первых, — умилостивление Бога, снятие с нас клятвы законной и возвращения нам Божия благоволения;
во-вторых, — в оживотворении нас, умерщвленных грехом, или даровании нам новой жизни.

Если неумилостивленным к нам пребудет Бог, мы не можем получить от Него никакой милости; если не получим милости, благодати не сподобимся; если благодати не сподобимся, новой жизни возыметь не возможем. – И то, и другое необходимо: и снятие клятвы, и обновление нашего естества.

…И то и другое необходимо; но ни тому, ни другому нельзя состояться без воплощения Бога». (свт. Феофан Затворник Начертание христианского нравоучения). (Цитата: + Андрей от 25.11.2012, 15:39:54).

 «Когда Иисус Христос вольным страданием, нашего ради спасения, допустил низвести Себя в область смерти для того, чтобы ввести туда собственную силу жизни, и таким образом разрушить царство смерти в самых основаниях его: тогда сила Его немедленно проникла все, и в том, что способно было принять ее, тотчас ознаменовала себя животворным действием». (Свт. Филарет).

Если царство смерти – ад разрушен, то где теперь находятся грешники?

Христос действительно сошел в ад, и соединился по благодати с теми, кто был освящен Духом Святым, с Праведниками, с Пророками.

Что значит «соединился»?

Это значит, что благодать Сына Божьего стала теми душами Праведников и Пророков, но она не стала душами разбойников и других грешников. Тогда как ад существует и пополняется до сих пор.

 «Сведение нашего Искупления только к исцелению человеческой природы, без выкупа и умилостивительной Жертвы, есть профанация великого Таинства, так как неизбежно ведет к дуализму бытия. Из этой искаженной сотериологии выходит, что Господь не мог послать Святого Духа не в силу требований Самого Бога (удовлетворение Правды Божьей), но из каких-то внешних тварных обстоятельств.

Обожение невозможно без Жертвы, так же как Жертва не имеет смысла без обожения человека». (Цитата: + Андрей от 25.11.2012, 15:39:54)

 «Тут я вижу опять какие-то логические раскладки, переводящие тайну Домостроительства в плоский вид.

 На мой взгляд, можно всем сойтись на принятии позиции Григория Богослова — она указывает на некую тайну домостроительства, устраняясь от ее прямолинейного раскрытия.

«Кому и для чего пролита сия излиянная за нас кровь — кровь великая и преславная Бога и Архиерея и Жертвы? Мы были во власти лукавого, проданные под грех и сластолюбием купившие себе повреждение. А если цена искупления дается не иному кому, как содержащему во власти, спрашиваю: кому и по какой причине принесена такая цена? Если лукавому, то как это оскорбительно! Разбойник получает цену искупления, получает не только от Бога, но Самого Бога, за свое мучительство берет такую безмерную плату, что за нее справедливо было пощадить и нас! 

А если Отцу; то, во-первых, каким образом? Не у Него мы были в плену.

А, во-вторых, по какой причине кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял и Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение, вместо словесной жертвы дав овна? Или из сего видно, что приемлет Отец, не потому, что требовал или имел нужду, но по домостроительству и потому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, преодолев мучителя силою, и возвел нас к Себе чрез Сына посредствующего и все устрояющего в честь Отца, Которому оказывается Он во всем покорствующим? Таковы дела Христовы, а большее да почтено будет молчанием»
Простите». ( Последнее редактирование: 26.11.2012, 16:22:30 от Yelka ).          

Общая умилостивительная Жертва была принесена однажды, но частные умилостивительные жертвы приносятся в Православии в монастырях ежедневно. И приносятся эти жертвы Пресвятой Троице. Жертвенным Телом и Кровью освящаются и соединяются причастники с Богом, когда вкушают Их. Освящение может быть и Святой водой, но соединение с Богом, обожение возможно только через Жертву Агнца Евхаристического. Ибо Христа, снятого с Креста, никто не ел, и Кровь Его не пил. Молятся в церкви за весь мир, но реально соединяются с Богом лишь причастники.

 «Потому ни один человек не мог примирить с собой Бога, принося собственную правду, почему ни древний закон не мог разрушить вражды, ни живущим во благодати для получения такого мира не было бы достаточно одной ревности, ибо все сие дело только силы человеческой и есть правда только человеческая. (….) Посему-то, когда мы своими средствами и сами собой не могли показать правду, сам Христос соделался для нас Правдой от Бога, и освящением, и избавлением (1Кор.1:30), и разрушает вражду плотью и примиряет с нами Бога, не просто всю природу, и не тогда только, когда умер, но каждый раз и для каждого из людей — тогда как распинаемый, теперь как предлагающий Вечерю, когда, познав свои прегрешения, желаем приступить к Нему. Ибо один Он мог и всю подобающую честь воздать Родившему, и вознаградить за лишение ее, одно своей жизнью, другое своей смертью. Ибо как равноценное вознаграждение за нашу обиду принеся после долгого приготовления свою смерть, которою для славы Отца умер на Кресте, Он с преизбытком вознаградил за ту честь, пред которой мы виновны своими грехами, а жизнью Он воздал всякую честь, и ту, которой надлежало почтить Его, и ту, которой надлежало быть почтену Отцу» (Семь слов о жизни во Христе, 4).

 О том и все Отцы:

«Над всеми сущее Божие Слово), во Искупительную за всех жертву принеся храм Свой и телесное Свое орудие, по всей справедливости воздало долг повинных смерти; и нетленный Божий Сын, как всем соприсущий по подобию с нами, справедливо облек всех в нетление обетованием воскресения» (свт.Афанасий Великий, Слово пространнейшее о вере).

«Брат не может искупить брата своего, а каждый человек — сам себя, потому что искупающий собой другого должен быть гораздо превосходнее содержимого во власти и уже рабствующего. Но и вообще человек не имеет такой власти пред Богом, чтобы умилостивлять Его за грешника, потому что и сам повинен греху. «Потому что все согрешили и лишены славы Божией: получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе», Господе нашем (Рим. 3:23-24). Поэтому «не даст Богу измены за ся и цену избавления души своея (Пс. 48:8-9)» (свт.Василий Великий, Беседы на псалмы).

«Бог гневался на нас, мы отвращались от Бога, человеколюбивого Владыки; Христос же, предложив Себя в посредники, примирил то и другое естество. Как же Он предложил Себя в посредники? Он принял на Себя наказание, которое мы должны были понести от Отца, и претерпел следовавшее затем мучение и здешнее поношение. Хочешь ли знать, как Он принял на Себя то и другое? «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвой», говорит апостол (Гал. 3:13)» (свт. Иоанн Златоуст, Беседа на Вознесение).

Эта мысль повторяется у Отцов Церкви повсеместно, от первых, до последних.

 « Последнее редактирование: 26.11.2012, 10:44:22 от + Андрей »    «как через Адама мы подпали под власть греха, проклятия и смерти, так избавляемся от греха, проклятия и смерти через Иисуса Христа. Его вольные страдания и Крестная смерть за нас, будучи бесконечной цены и достоинства, как смерть Безгрешного и Богочеловека, есть и совершенное удовлетворение Правосудию Божию, осудившему нас за грех на смерть, и безмерная заслуга, приобретшая Ему право, без оскорбления правосудия, подавать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью» (свт.Филарет Московский Пространный Катехизис).

И эти слова нельзя отрывать от других слов Святителя, ибо Григорий Богослов никогда не отрицал Заместительной Христовой Жертвы:

«Спрашиваю: кому пролита кровь Божия? Если лукавому, то, увы! Христова кровь отдана виновнику зол. А если Богу, то для чего сие было нужно, когда овладел нами другой, выкуп же всегда дается владеющему? Конечно, несомненно то, что Христос Сам Себя приносит Богу, чтобы Ему Самому похитить нас у обладавшего нами и чтобы взамен падшего принят был Помазанный, потому что Помазующий неуловим» (Григорий Богослов, О Вочеловечении, 2)

«Видите великий круг земли, запечатленной потоками драгоценной крови Бога, Который пострадал в образе человека и Себя Самого предал в искупительную цену; видите круг земли, освященной и другими многими вторичными жертвами» (Стихотворение, в котором Григорий пересказывает жизнь свою).

Если соедините Заместительную Жертву с обожением естества, то не будет у Вас никакого плоского вида: Искупление и Спасение есть единое и неразрывное действие Божие». (Андрей, Сообщений: 4 356 Вероисповедание: православный христианин)

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *