Архимандрит Иакинф (Унчуляк) Глубина смирения Христова Слово на Обрезание Господне


Архимандрит
Иакинф (Унчуляк; 1924–1998), настоятель монастыря
Путна
в 1973–1992 годах, был одним из самых
почитаемых румынских духовников ХХ века.

Слова старца Иакинфа исполнены радости духовной и того
глубочайшего смирения, без которого смысл праздника
Обрезания Господня
понять невозможно. Богатые духовные
дарования, которыми наделен был от Бога настоятель
монастыря Путна, сочетались с его всегдашней готовностью
пойти на жертвенную самоотдачу ради ближнего. Эту его
добродетель Бог увековечил навсегда, забрав старца к Себе
в вечность в тот момент, когда он, невзирая на болезнь,
исповедовал верующих, стараясь утешить и духовно укрепить
всех искавших его.

Чтобы постичь неизреченно богатый смысл нынешнего
праздника, призываем вас порадовать себя проповедью старца
Иакинфа, которая своим ясным и насыщенным течением
напоминает глубокие и мудрые беседы святых отцов
древности, память одного из которых, святителя Василия
Великого, мы празднуем сегодня.

***

Обрезание Господне
Обрезание Господне

По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать
Младенца, дали Ему имя Иисус.

(Лк. 2: 21)

Возлюбленные верующие!

Благий Спаситель наш, смирив Себя, воспринял тело
человеческое, не постыдившись во всем подчиниться закону
Мосееву, Им же Самим данному на горе Синайской. Первым
актом повиновения Сына Отцу было Его воплощение в образе
малого Младенца, а не мужа совершенного. Первым же актом
повиновения Его закону было принятие обрезания на восьмой
день по закону Моисееву, гласящему: «В восьмой же
день обрежется у него крайняя плоть его» (Лев. 12:
3).

Итак, в день, предписанный законом, Младенец был обрезан,
и старец Иосиф нарек Ему имя Иисус, ибо так Он был назван
«Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк. 2:
21).

Но почему же Иисус был обрезан, ведь Он не был повинен
греху? Во-первых, для того, чтобы явить Себя подчиняющимся
закону и исполняющим его. Затем для того, чтобы явно было,
что Он действительно воспринял тело человеческое, а не
призрачное. В-третьих, чтобы подать нам пример
глубочайшего смирения. Ибо Он явился не просто в виде
Человека, а Человека, побеждающего грех, при том что Сам
не имел греха.

А почему Он обрезан был на восьмой день? Потому что день
восьмой, согласно святым отцам (святому Григорию
Нисскому), прообразует собой день вечности, покой
грядущего века восьмого. Первые шесть дней – это дни
творения, работы. День седьмой – это день покоя
Господня, день земного субботствования, который постоянно
преходит, как и сам человек, а потому повторяется каждую
неделю. Восьмой же день есть символ будущего века, дня
вечного празднования со Христом, который уже не закончится
вовек. А те 33 дня, которые Младенец Иисус находился в
Вифлееме до Своего принесения в храм, где Он был взят на
руки святым Симеоном Богоприимцем, представляют те 33
года, которые Бог прожил на земле, до того как распял грех
на Кресте.

Но обрезание в еврейском народе не только служило
знамением завета между Богом и человеком (см.: Быт. 17:
10–14), но и символизировало искупление самого
прародительского греха, хотя таким образом и не мог быть
прощен грех Адамов. Итак, обрезание было ветхозаветным
прообразом Крещения, и Господь принял обрезание, чтобы
явить Себя возобновителем Завета, а не его нарушителем.

Три крещения воспринял на земле Господь наш Иисус Христос:
во-первых, крещение ветхого закона, обрезание; затем
крещение покаяния, Иоанново, которое тоже не было
совершенным, ибо не могло дать прощения грехов, но все же
было выше ветхого крещения, поскольку устанавливало связь
между Ветхим и Новым Заветом; последним же и самым
совершенным крещением, которое только может принять
христианин на земле, было крещение кровью, мученическое,
которое Сам Иисус Христос и принял на Кресте ради нас.

Возлюбленные верующие!

Велико было смирение Господа! Ведь Преблагий Бог не
постыдился нашего тела падшего! Не постыдился и плотского
обрезания, но восхотел быть осязанным и окровавленным
Законодавец, Хранитель и Носитель закона! О, глубина
смирения Христова! Он смирился, восприняв бренное тело.
Смирился, соделавшись Младенцем малым и бессильным перед
людьми, чтобы показать нам, что, только возродившись и
уподобившись невинным младенцам, мы снова сможем взойти на
небеса, откуда ниспали. Смирился, родившись в яслях
бессловесных и на земле чужой.

Смирился, дав блюсти Себя старцу, Тот, Кого на небе
окружали сонмы ангелов. Смирился, дав пеленать и осязать
Себя руками человеческими, Тот, Кто сидит на Престоле
огненном и на Кого не смеют взирать херувимы и серафимы.

Смирился, восприняв плотское обрезание, подобно грешникам,
Тот, Кто пришел уничтожить грехи людские, потопив их в
дражайшей Крови Своей.

Но почему же так глубоко смирился Спаситель наш? Потому
что слишком велика была гордость человеческая. И рана эта
не могла быть исцелена ничем, кроме бальзама смирения
Христова. Непослушание послушанием лечится, а гордость
исцеляется смирением. И за таковое глубокое Его смирение
Бог дал Ему «имя выше всякого имени», то есть
Иисус, что означает Спаситель, «дабы пред
именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных
и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус
Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2: 9–11). Как
свидетельствует сам святой Петр, «нет ни в ком ином
спасения, ибо нет другого имени под небом, данного
человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.
4: 11–12).

Сегодня Законодавец делается исполнителем закона, чтобы
научить нас совершенному послушанию; Сын Божий делается
Человеком ради человека и являет Себя подзаконным
Младенцем, чтобы пристыдить человека, преступающего закон.
Человек, пребывая в раю, имел лишь одну заповедь от Бога,
да и ту преступил, а Сын Божий, сойдя на землю, все
заповеди человеческие исполнил, чтобы уврачевать
неповиновение Адамово.

Сегодня Того, Кто, коснувшись горы Синайской, заставил ее
дымиться, касаются и осязают руки человека грешного, но Он
не обжигает их, потому что пришел спасти человека от
пламени огня вечного.

Сегодня Безгрешный воспринял крещение обрезания как
подзаконный младенец, чтобы научить нас, что без крещения
мы не можем очиститься от греха, не можем спастись.

Совершенный принял крещение несовершенное, а несовершенные
приняли крещение совершенное, чтобы освятиться. Иисус
Христос принял крещение немощное, в котором не нуждался, а
христиане, нареченные Его именем, приняли совершенное
крещение Духом Святым, чтобы тоже сделаться совершенными.

Сегодня Нарекающий имена всей твари получил имя превыше
всякого имени небесного и земного. Сегодня Помазанник
Божий открывает нам Свое имя неведомое. Сегодня Еммануил
открывается людям. Сегодня Сына Божия люди в первый раз
называют Иисусом, как Он наречен был Гавриилом в Назарете
(см.: Лк. 1: 31). Однако там архангел произнес его, и одна
только Дева услышала, а здесь его произносит Иосиф, Дева
повторяет, пастыри слышат, Вифлеем заучивает наизусть, а
волхвы разносят по всей земле. Народы узнают
о Нем, язычники начинают верить в Него, храмы воздвигаются
во имя Его, христиане носят имя Его в сердце.

О, как дорого под солнцем имя Сладчайшего Иисуса! Им
запечатлевается Евангелие Христово, им хвалится Церковь
Бога Живого. С ним апостолы отправляются на проповедь. Им
хвалится Петр в Риме. Им вдохновляется Павел перед
кесарем. Им утешаются народы христианские. Им укрепляются
верующие в бедах. Им пожигаются враги, им, его частым
повторением, изгоняются бесы из людей и духи греховные из
сердец их. Имя Иисусово носят матери на устах своих. Оно
посох для изгнанников в их скитаниях. Его непрестанно
повторяют монахи в смиренной своей пустыне. Им, словно
острым мечом, защищаются отшельники от духов нечистых в
излюбленном уединении своем. Именем Иисусовым нищие
смягчают сердца немилосердных. Им, как щитом, ограждают
девы тайное сокровище девства своего.

Имя Сладчайшего Иисуса носил святой Игнатий в сердце
своем. Его имя, как жемчужину, сокрытую на поле сердца
своего, обрели святые непрестанной молитвой и частым
повторением его. Им вооружались мученики, когда их бросали
в пламя огня и на съедение диким зверям. Этим именем
хвалятся народы христианские, им славится Церковь
спасающая, им укрепляются священнослужители и именем
Иисусовым изгоняют из людей вражду, ненависть, блуд, духов
нечистых и всякий грех. Именем Иисусовым исцеляются
болезни, утешаются люди, отводится гнев Божий, отгоняется
засуха, спорится урожай полей, умножается хлеб на столе,
дом исполняется радости Духа Святого, примиряются враги,
спасаются души наши.

Блаженны и треблаженны христиане, повторяющие непрестанно
или как можно чаще краткую молитву Спаса нашего Иисуса
Христа – «Господи Иисусе Христе, Сыне
Божий, помилуй мя, грешного (грешную)»
. Блаженны
вкусившие сладость имени Иисусова, ибо таковые уже никаких
лишений не испытывают на этой чуждой земле!

Возлюбленные
верующие!

Господь Иисус Христос принял обрезание, чтобы исполнить
заповедь ветхого закона. Но в законе благодати, в
христианстве, «ничего не значит ни обрезание, ни
необрезание, а новая тварь» (Гал. 6: 15). То есть
вместо обрезания мы должны соблюдать все заповеди
Евангелия, главными из которых являются любовь,
милосердие, молитва, пост.

Но если Господь Иисус Христос не имел греха, то нужно ли
было Ему принимать обрезание для того только, чтобы не
смутить евреев? Ведь они и так не уверовали в Него! Нет!
Господь принял обрезание, то есть подчинился ветхому
закону, не колеблясь, чтобы этим научить нас повиноваться
без ропота и сомнений закону благодати. То есть церковным
догматам, священным канонам, заповедям Евангелия,
поучениям святых и наставлениям родителей, давших нам
жизнь, а также законам страны, в которой мы живем.

Все творения Божии живут по определенным Божественным
законам. Ничто не действует просто так, по воле случая
– ни горние ангелы, ни звезды небесные, ни твари
земные, ни стихии воздушные. Даже бесы не искушают
человека без ведома и позволения Божия. И если Бог даже
«ангелов, не сохранивших своего достоинства,
соблюдает в вечных узах, под мраком, на Суд великого
дня»(ср.: Иуд. 1: 6), потому что они воспротивились
воле Божией, то как же Он пощадит нас, христиан,
«которые приняли закон при служении Ангелов»
(Деян. 7: 53), знаем наизусть Евангелие, заповеди
церковные, данные Христом, и не соблюдаемих, но постоянно
нарушаем своими грехами?

Нет, братия. Не можем мы дать на это никакого ответа. Мы
нарушили закон, мы заслуживаем суда и наказания: или здесь
– в болезнях, искушениях, скорбях, или там – в
вечных мучениях. Ни один грех не останется ненаказанным.
Ибо «всякое преступление и преслушание получает
праведное воздание» (ср.: Евр. 2: 2). Не было нас в
храме без уважительной причины – нас ждут тяжелые
болезни, раздоры, вечное осуждение. Не послушали
священника – лишаемся благословения Божия в своей
жизни. Противимся родителям или даже ругаем и бьем их
– нас не минует их проклятие, то есть внезапная и
тяжкая смерть, а на том свете – огонь неугасимый.
Лишили мы жизни своих младенцев, воспротивились заповеди
Божией, гласящей: «плодитесь и размножайтесь, и
наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1: 28),
– нас обязательно настигнет гнев Божий и в веке
нынешнем, и в грядущем. Помним зло, не прощаем нашего
ближнего – не увидим мы лица Христова.

Так что же делать, чтобы избежать всего этого? Свято
соблюдать законы Божии, постановления Церкви, заповеди
святых отцов, советы начальников наших, следовать доброму
примеру тех, кто родил нас. Дети должны слушаться своих
родителей, как Младенец Иисус слушался старца Иосифа,
невзирая на то, что тот не приходился Ему отцом. Родителям
нужно любить и хорошо воспитывать детей, как сами они были
воспитаны родителями. Христианам – повиноваться
священнику, как ангелы на небесах повинуются Христу.

Каждый должен блюсти свое служение. Каждый должен
исполнять свои обязанности на земле – и перед
Христом и Евангелием, и перед семьей и ближними, и перед
обществом, в котором он живет. Будем повиноваться и
властям, ибо «существующие власти от Бога
установлены» (ср.: Рим. 13: 1), как Пресвятая Дева,
повинуясь, пошла на перепись в Вифлеем, как повиновался
Павел, отправляясь в Рим. Будем повиноваться старшим,
будем иметь милость к младшим и любовь ко всем, ведь наша
любовь никогда не погибнет (см.: 1 Кор. 13: 8). И не
только это, но будем повиноваться так, как нам подобает по
закону, а не вне закона Христова. Ибо никто «не
увенчивается, если незаконно будет подвизаться»(2
Тим. 2: 5).

Если мы будем жить так, то проведем наступающий год в мире
и всю нашу жизнь – в духовном преуспеянии и радости,
а затем войдем в век восьмой, то есть в Царство Небесное,
где всегда будем вместе с Отцом, Сыном и Духом Святым.
Аминь.

Архимандрит Иакинф (Унчуляк)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Razbointrucuvant.ro

14 января 2013 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *