МОЛИТВА ГОСПОДНЯ Анна Приткова.

МОЛИТВА ГОСПОДНЯ

Анна Приткова.

«Молитва есть воздух для души, она служит как бы биением пульса духовной жизни. Где есть духовная жизнь, там она необходимо должна проявляться в молитве к Богу. Где нет истинной молитвы, там не может быть вполне здоровой духовно-нравственной жизни. И наоборот. Где совершается молитва и чем чаще совершается она, тем более крепнет и развивается эта духовная жизнь. Как много значит для человека, если он может искренно молиться и более и более совершенствоваться в этой молитве!

 Вот почему и Господь наш Иисус Христос не только убеждал учеников Своих молиться и молиться непрестанно, но вложил в уста их и самые слова молитвы Отче наш, которая поэтому и называется Молитвою Господнею. Два раза Он учил их этой молитве. В первый раз, когда, по сказанию евангелиста Луки (2, 1), они просили Его: «Господи, научи нас молиться», а потом в Нагорной беседе, когда предостерегал их от ложной, фарисейской молитвы, молитвы неискренней, напыщенной, многословной, совершаемой только напоказ. Сице, – сказал Он им при этом, – молитесь, то есть молитесь кратко, просто, без лишних слов и напыщенности, с указанием только сущности дела – словом, так, как Я научу вас». (Беседы на молитву Господню. Священномученик митрополит Владимир (Богоявленский) Беседа первая: О ПРИЗЫВАНИИ).

МОЛИТВА ГОСПОДНЯ, которую дал апостолам Сам Спаситель, представляет собой сжатый, немногословный текст, но в нем содержится все, что необходимо просить у Бога, все, чем следует жить человеку.

«Молитва эта так коротка, так сжата, так немногословна, что ее даже дитя может прочитать в одну минуту, и, однако, она столь глубока по своему содержанию, столь богата по своим мыслям, что и муж зрелого ума не может исчерпать ее содержания во всей его глубине и полноте». (Беседы на молитву Господню. Священномученик митрополит Владимир (Богоявленский) Беседа первая: О ПРИЗЫВАНИИ).

Одна из важных особенностей Молитвы Господней состоит в том, что на первом месте в молитве находятся прославление имени Божия и воли Его, и лишь на втором — прошения и нужды человеческие.

1.    Отче

Словом «Отче» — Отец открываются новые отношения человека с Богом. И не только в молитве, но и в образе жизни. Творение получает доступ к имени Отца Бога и благодати Его. Сотворенному человеку впервые разрешается не только обращаться к Первому Лицу Пресвятой Троицы, прославлять Его, излагать Ему свои просьбы и благодарить, но и стать у Бога Отца сыном не номинальным, а действительным, приемным сыном. 

Речь идет в молитве не столько об отношениях ребенка и родителя, как о том пишут многие, в том числе и митрополит Владимир Богоявленский, но, прежде всего, о человеческом обожении.

Перед человеком поставлена задача при помощи Божией стать по благодати сыном Бога Отца, и братом, сестрой Иисуса Христа, Сына Божьего, Второго Лица Пресвятой Троицы. 

48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?

49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;

50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

(От Матфея 12:48-50).

А молитва «Отче Наш» есть краткое изложение поставленной задачи. Это своеобразный Символ Веры, данный человеку Богом. 

Начинается она словом «Отче», которым мы с вами ежедневно исповедуем, что являемся сотворенными детьми божьими, но стремимся стать детьми по благодати, такими, как Иисус Христос.

Сын Божий, рождаясь в недрах Отчих, становится Образом Божиим и Человеком. А человеку только предстоит стать сыном.

Сейчас наше тело творится благодатью Сына Божьего, рождающейся в сущности Бога, вернее, воспроизводится с небольшими отклонениями, а когда мы станем сынами Бога Отца, тогда наше тело будет рождаться энергетическим и становиться материей. Потому что благодать, рождаясь в недрах Отчих, будет не творить материю, а становиться человеческим телом, материей.

Отсюда и повышенные требования к слову «Отец», ибо у бога сына есть только один Отец, Который на Небесах.

и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;

(От Матфея 23:9).

Следовательно, первая задача, поставленная Богом перед человеком, сделать все возможное и невозможное, чтобы перейти из состояния творения в состояние рождения.

Тут же следует сказать, что Евангельская фраза «будьте как дети» тоже многозначна и предполагает взаимоотношения Бога Отца и бога сына. У детей масса обязанностей перед Братом и Отцом, но когда они базируются на послушании и желании учиться, когда дети проявляют настойчивость в достижении цели и терпении, то достигают наивысших результатов и в Царствии Небесном.

1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?

2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них

3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;

4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;

(От Матфея 18:1-4).

Под умалением подразумевается признание своего бессилия, своей немощи и неспособности своими силами справиться с задачей в деле спасения, и призывание Отца Небесного на помощь. Так дети призывают на помощь своих родителей, когда не справляются в том или ином деле.

5 и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;

6 а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.

(От Матфея 18:5-6).

Христос ставит знак равенства между Собою и верующим человеком, возвышая брата Своего.

И в другом месте говорит:

33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?

34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;

35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

(От Марка 3:33-35).

2.    Наш,

Когда мыслим Отцом своим Бога Отца, то и слово «Наш» приобретает иной более глубокий смысл. Словом «Наш» объединяются не только все члены Церкви Неба и земли, но и глава ее Христос. Мы единое целое, рождаемое Отцом.

3.    Иже еси на небесех!

Почему уточняется Тот, к Кому мы обращаемся? Потому что речь идет о Первом Лице Пресвятой Троицы с именем Отец. Не вообще о Боге, но обращение относится к Тому Богу, Который называется Отцом и находится в Царствии Божием, сидит на престоле, имеет фигуру как у человека, сгруппированную Именем. Которому поклоняются Ангелы, боги и люди.

Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.

(От Матфея 18:10).

 

Сущность Его безгранична, однако в Царствии Божием представлена благодатным светом в виде фигуры человека. Именно к этому конкретному Лицу мы обращаемся в молитве. Чтобы вы могли представить Его конкретно, сравните Его со скульптурой из светящихся песчинок, которые переливаются разноцветными искрами, иногда неприступными, то есть очень яркими.

15 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих,

16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может.Ему честь и держава вечная! Аминь.

(1-е Тимофею 6:15,16)

но иногда эти светящиеся искры становятся светом, рисующим образ, и тогда Ангелы видят лицо Его.

Многие представляют Бога Отца как необъятную сущность. В принципе оно так и есть, но мы обращаемся к той части сущности, которая находится в Царствии Божием, где моделируется благодатью фигура Бога Отца именем Отец Бог. Место и Лицо, к Которому мы обращаемся находится на Небесах в Царствии Божием. Это и уточняется словами «Который на Небесах» — «иже на небесех»

Кстати, и праведники в Царствии Небесном воссияют как искры, бегущие по стеблю.

1 А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их.

2 В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью,

3 и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире.

4 Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия.

5 И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его.

6 Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную.

7 Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю.

8 Будут судить племена и владычествовать над народами, а над ними будет Господь царствовать вовеки.

(Премудрости Соломона 3:1-8).

Этот образ очень важен для понимания творения мира и того, как светится Бог и моделируется Его фигура. И одновременно служит доказательством того, что благодать исходит точками, а не линиями, из сущности Бога.

4.    Да святится имя Твое;

Далее в молитве прославляется Имя «ОТЕЦ», группирующее фигуру Бога на престоле, и сообщается о нем человеку, что оно свято. И относиться к нему следует с таким же благоговением и страхом, как к Богу.

Мы произносим эти слова, как обещание Богу Отцу святить имя Его всей своей жизнью, каждым своим поступком, каждой своей мыслью не только теперь, но и в Царствии Божием, когда будем носить Его имя у себя на челе.

И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах.

(Откровение 14:1).

И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их.

(Откровение 22:4).

Но одновременно это и призыв о помощи в деле освящения имени Бога Отца в нас.

5.    да приидет Царствие Твое;

Исповедуя приход Царствия Божия, мы продолжаем тему имени Бога Отца, утверждая, что Бог Отец будет все и во всем.

26 «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки.

27 Ибо праведен Ты во всем, что соделал с нами, и все дела Твои истинны и пути Твои правы, и все суды Твои истинны.

(Даниил 3:26,27).

Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем.

(1-е Коринфянам 15:28).

10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,

11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

(К Колоссянам 3:10,11).

В Царствии Бога Отца жизнь представлена по принципу Тела Христова. Рождаемая благодать будет становиться разнообразной материей, как рождаемый Сын Божий становится плотью человеческой.

Мы не просто соглашаемся на приход Царства Бога, но призываем его приход. То есть соглашаемся, и считаем для себя единственно важным то, чтобы Бог Отец царил во всем и прежде всего в нас, в нашем теле, в наших поступках, в наших делах, в наших мыслях, в наших чувствах.

6.    да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли;

Этой фразой мы обещаем подчинить волю свою воле Отца не только там, в Царствии, но и здесь, на земле. И Христос говорит, что только те, кто исполняет волю Отца Небесного – Его братья, и сестры, следовательно, и дети Божии.  Иного пути нет.

Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

(От Матфея 7:21).

Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

(От Иоанна 4:34).

16 Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня;

17 кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно,или Я Сам от Себя говорю.

18 Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем.

(От Иоанна 7:16-18)

Но, какова же воля Отца Нашего Небесного? – Чтобы мы верили в Сына Его и жили вечно.

38 ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.

39 Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.

40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.

(От Иоанна 6:38-40)

Господь и Сам, даже перед смертью, всегда помнил о воле Отца и подчинял ей Свою волю.

Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.

(К Евреям 10:7).

говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.

(От Луки 22:42).

Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.

(От Матфея 26:42).

И мы обещаем все принимать от Него с благодарностью и выполнять волю Отца всегда.

Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.

(От Иоанна 9:31).

И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.

(1-е Иоанна 2:17).

35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.

36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;

37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.

38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.

39 Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души.

(К Евреям 10:35-39).

7.    хлеб наш насущный даждь нам днесь;

Чтобы выполнить все изложенное выше, и стать сыном Божиим, просим помощи, просим энергии, просим благодати в виде Хлеба, просим Причастия.

9 ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,

10 и вы имеете полноту в Нем,Который есть глава всякого начальства и власти.

 (К Колоссянам 2:9-10)

Тело Христово и Кровь, как самое необходимое, следует просить ежедневно. Все остальное приложится нам.

 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

(От Матфея 6:8).

31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

(От Матфея 6:31-34).

26 Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?

27 Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.

28 Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!

29 Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь,

30 потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;

31 наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.

32 Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.

33 Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,

34 ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.

35 Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.

36 И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему.

37 Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.

38 И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те.

39 Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой.

40 Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

(От Луки 12:26-40).

Но Тело Христово следует просить всегда, даже чаще, чем Александр Македонской говорил о разрушении Карфагена. Ибо это жизнь не только будущая, но и настоящая.

32 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.

33 Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.

34 На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб.

35 Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.

(От Иоанна 6:32-35).

47 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.

48 Я есмь хлеб жизни.

49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;

50 хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.

51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

(От Иоанна 6:47-51)

Как видите, и вновь речь идет не столько о земном благе, сколько о небесном. Тогда как наши земные проблемы о хлебе не решают основную задачу – стать сыном Божиим.

 

8.    и остави нам долги наша

Замечательная фраза, когда нам ее говорят…. Приятно слушать…. Но, если приходится говорить ее нам, то немедленно возникают вопросы….

А, что такое долг?

И можно ли между грехом и долгом поставить знак равенства?

Если мне прощены все грехи, в том числе и будущие, то почему нужно просить прощения вновь и вновь, когда две тысячи лет назад сказано было Богом на кресте: «совершилось» и «Отче! прости им, ибо не знают, что делают».

28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание,говорит: жажду.

29 Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его.

30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.

(От Иоанна 19:28-30).

Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.

(От Луки 23:34).

Почему нужно всю жизнь говорить «прости», если знаешь, что Он простил, и не просто простил, но умер вместо меня за грехи мои. То есть все совершилось две тысячи лет назад, и не буду ли я выглядеть, как тот Чеховский герой с насморком, который бегал за генералом.

Короче, пришла пора поговорить и на эту тему.

Каждый из нас – должник Бога. Должник в прямом, а не в переносном смысле.

Когда человек совершает поступок, плохой или хороший, то о нем делается запись. В принципе вся человеческая жизнь от зачатия до смерти зафиксирована по секундам. И слова «изгладить из книги жизни» — далеко не метафора.

31 И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, [Господи!] народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога;

32 прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.

33 Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей;

(Исход 32:31-33).

Но отрицательные и положительные действия фиксируются еще и дополнительно. Положительные — светом, отрицательные – тьмою — отсутствием благодати возле того или иного органа и в органе.

6 Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине;

7 если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.

(1-е Иоанна 1:6,7).

Кни1га молeбна съ бGомъ с™hмъ nсмоглaсника КанHнъ чcтн0му и3 животворsщему кrтY, [є3гHже краегранeсіе: Стрaсть чcтнyю хвалю2 вLчню.] Творeніе гDи1на їHсифа. Глaсъ №.

Ѓгнца, ѓгница и3 всенепор0чнаz вLчца, на кrтЁ ћкw ви1дэвши

зрaка не и3мyща, ни добр0ты, ўвы2 мнЁ, плaчущи глаг0лаше:

гдЁ добр0та твоS зaйде сладчaйшій; гдЁ бlголёпіе; гдЁ

бlгодaть сіsющаz, w4браза твоегw2, сн7е м0й любeзнэйшій;

Взять грех, как действие, противоречащее воле Бога, то есть совершить действие — поступок вместо грешника нельзя. Христос не сквернословил за весь мир, Христос не прелюбодействовал за весь мир, Христос не убивал за весь мир.

Но можно взять запись о совершенном действии. И запись легко изменить, присвоить, отнять, уничтожить и так далее. Не каждому это дано, но Богу все возможно. Потому и говорится, что прощать грехи может только Бог. И открыть Книгу Жизни дано только Агнцу Божьему.

1 И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями.

2 И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?

3 И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее.

4 И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее.

5 И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее.

6 И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.

7 И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле.

8 И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.

9 И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени,

10 и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле.

11 И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч,

12 которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.

13 И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков.

(Откровение 5:1-13).

Следовательно, только Агнец Божий способен заглянуть в Книгу и ценой своей жизни кое-что изменить, уточнить, исправить. Ибо у Бога все существует по законам, и любое отклонение от нормы ведет к смерти, к уничтожению, к небытию. В мире Бога нет хаоса, нет беспорядка. В нем каждая пылинка, молекула или частица знает свое место и свое назначение.

Только человеку Господь подарил право на ошибку.

13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,

14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;

15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

(Иакова 1:13-15).

Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.

(1-е Иоанна 2:2).

Но нельзя ошибаться бесконечно.

Ибо всякий раз, совершая грех, человек совершает зло. А у зла должен быть предел, поэтому его необходимо пресекать. С одной стороны.

А с другой, а с другой стороны, когда любишь, то всегда надеешься, и ждешь, что тебе ответят взаимностью, и добровольно прекратят творить зло.

На этом и базируется появление Агнца Божия, умирающего за грехи. Который с одной стороны показывает, что отсроченное наказание и смерть неминуемо постигнут нарушителя, а с другой, нарушитель видит силу и величие Божией любви и желание ему помочь победить в себе зло и присоединиться к Богу, подчиниться Его воле и тем самым стать Его сыном. Человек должен сделать выбор сам и подумать, с кем он, зачем он.

Чтобы человек не умирал мгновенно после совершенного греха, существует образ Бога любви, Который вечно умирает за грехи.

9 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.

10 В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.

(1-е Иоанна 4:9,10).

30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.

31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.

32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.

(Деяния 5:30-32).

О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.

(Деяния 10:43).

 

Для того и существует вечно Агнец Божий, чтобы умирать, защищая своих избранников от смерти.

1 А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их.

2 В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью,

3 и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире.

4 Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия.

5 И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его.

6 Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную.

7 Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю.

8 Будут судить племена и владычествовать над народами, а над ними будет Господь царствовать вовеки.

9 Надеющиеся на Него познают истину, и верные в любви пребудут у Него; ибо благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его.

(Премудрости Соломона 3:1-9).  

15 А праведники живут вовеки; награда их — в Господе, и попечение о них — у Вышнего.

16 Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею.

 (Премудрости Соломона 5:15-16).

Так как в мире Бога все совершается словом, то и грех того или иного человека выражен словом.

Допустим, человек сквернословил.

Это немедленно отмечается потерей благодати возле рта, языка, гортани, легких, мозга и т.д. и т.п. Само действие отмечено тьмою и его последствия тоже. И запись сделана о нем, что де такой-то и такой совершил то-то и то-то во столько-то времени, в таком–то месте. Поэтому, когда человек, совершивший этот проступок, предстанет на суд Божий, то все увидят не просто запись о проступке, но и действие.

Христос взял все записи, фиксирующие грехи бывшие, настоящие и будущие, всю тьму каждого греха, и, как Свои вознес на крест.

И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха.

(1-е Иоанна 3:5).

Скопление их вокруг Него было так велико, и плотность такова, что благодать, творящая наш материальный мир, прекратила творение материи. Мира не стало. Наши злодеяния уничтожили сотворенный мир. И только у Креста и его окрестности  воспроизводилась материя. Ибо только там, у креста бушевала любовь человека к Богу.

Плакала Богородица. Плакали Мироносицы, плакали любимый Ученик и маленькая птичка на ладони Бога, безуспешно пытающаяся вытянуть гвоздь. Плачь этот был выражением любви к Богу и состраданием Ему. И ради нее Господь не уничтожил мир полностью.

Но возможен и другой вариант, где творение не уничтожается, и только тьма греховная покрывает все так плотно, что, кажется, будто погасло солнце. Но этот вариант мне нравится меньше, ибо в Евангелии написано, что померкло солнце. Здесь говорится, что действия произошли в самом солнце, а не возле него и земли.

44 Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:

45 и померкло солнце,и завеса в храме раздралась по средине.

(От Луки 23:44,45).

Сам процесс «взятия» начался уже при Крещении.

По закону Бога жертву, на которую будут наговариваться грехи, следует представить. А после того, как она будет представлена обществу, на нее хозяин возлагает руку и наговаривает грехи.

Во время Крещения Иоанн как первый и единственный сын Первосвященника Захарии, возлагает на Христа правую руку и сбрасывает на Него все записи о грехах своего народа, а затем, спустя время, объявляет Его Агнцем Божиим.Крещение

Почему не сразу объявил? Почему изменил последовательность? Очевидно, сомневался, что сама процедура у него получится. По закону он был Первосвященник, но никогда не совершал и не возглавлял в день очищения принесения жертвы. Это был очень сложный процесс и к нему готовились Первосвященники заранее. А тут без подготовки следовало прочитать не только все молитвы на очищение, но и на возложение вины всего народа на Агнца Божия.

Когда же он увидел и убедился, что все получилось, что благодатного света округ Христа не стало, следовательно, вина народа израильского легла на плечи Сына Человеческого, он и объявил Христа Агнцем Божиим.

Он лично знал, что в Иордан вошел безгрешный Богочеловек, освятил воды, и Дух Святой вместе с Отцом подтвердили Его Богочеловечество, но после сорокадневного поста перед ним стоял Агнец с грехами народа Израильского. Внешне все выглядело незаметно, но уже не было благодатной защиты вокруг Христа, и даже падший Ангел мог к Нему прикоснуться, поднять и отнести на крыло Храма. И то, что он Христа поднял и понес, говорит о том, что внешней благодатной защиты на горе уже не было.

Христос мог упросить Отца послать Ему защиту Ангелов, и Сам Он оставался Богочеловеком, но запись о грехе Израильского народа внесла изменения во «внешнее Его оформление». И молитва о грехах уже звучала в Его устах не как нечто надуманное, искусственное. Он молился не за Себя, а за тех, чьи грехи взял.

После этого, когда Христос лечил, Он брал вину грешника на Себя, то есть, переписывал запись о содеянном беззаконии на Себя. Это была разминка, подготовка.

20 И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои.

21 Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

22 Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших?

23 Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи?

24 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

25 И он тотчас встал перед ними, взял, на чём лежал, и пошел в дом свой, славя Бога.

(От Луки 5:20-25).

А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.

(От Луки 7:47)

Но в Гефсиманском саду все грехи мира, грехи каждого человека, мысленно просматриваются и принимаются Христом как свои.

21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.

22 Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.

23 Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному.

24 Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.

25 Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.

(1-е Петра 2:21-25).

потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,

(1-е Петра 3:18).

Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.

(Деяния 2:38).

Если бы Он взял все грехи до креста, то тьма наступила бы раньше распятия, поэтому митрополит Антоний Храповицкий неправ, когда пишет, что Он взял все грехи в Гефсиманском саду.

К тому же, грехи должны наговориться на жертву публично.

Кто мог это сделать кроме Отца?

Только Он может наговорить так много и так быстро, и благодать покинет маленькую человеческую фигурку. На кресте будет кричать от боли Человек, Который должен умереть, чтобы те, кто совершит ошибку, могли жить вместе с Ним.

Въ пzт0къ бlжє1нны, глaсъ №:

Распeнсz безгрёшне, грэхи2 всёхъ взsлъ є3си2 хrтE, и3 прободeнъ

бhлъ є3си2 въ рeбра, сп7сeніz пот0ки и3сточи1лъ є3си2, водh же и3

кр0ве, назидaz сокрушє1нныz тлeю.

На дрeвэ пригвождaемь в0лею ї}се б9е, всE tsлъ є3си2 щeдре

ґдaмово стрaстное разумёніе: ћзвами же честнhми бэс0вское

мн0жество ўzзви1лъ є3си2.

октоих

На кrтЁ пригвозди1лсz є3си2 в0лею щeдре, њбожи1лъ є3си2 и3стлёвшее

нaше существо2, и3 человэкоубjйцу ѕмjz ўмертви1лъ є3си2.но

ўтверди2 правослaвіе въ ми1рэ, и3 низложи2 є3ретjчествующихъ

вост†ніz, чcтнhмъ кrт0мъ твои1мъ.

Как же произошло обожение человечества на кресте? И где оно, если произошло?

8 Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет span style=»color: #0070c0″в нас.

9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.

10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.

(1-е Иоанна 1:8-10).

21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,

22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,

23 потому что все согрешили и лишены славы Божией,

24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,

25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,

26 во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.

27 Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры.

28 Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.

29 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников,

30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.

31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.

(К Римлянам 3:21-31).

19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.

20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,

21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.

(К Римлянам 5:19-21).

1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.

2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?

3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?

4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.

5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,

6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;

7 ибо умерший освободился от греха.

8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,

9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.

10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.

11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.

12 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;

(К Римлянам 6:1-12).

13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.

14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.

15 Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.

16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?

17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.

18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.

19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.

20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.

21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.

22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.

23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

(К Римлянам 6:13-23).

1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,

2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.

3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,

4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.

5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном.

6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир,

7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.

8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.

9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.

10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.

11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.

24 Ибо мы спасены в надежде.Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?

25 Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.

26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.

27 Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.

28 Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.

29 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.

30 А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.

31 Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?

32 Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?

33 Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их.

34 Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.

35 Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано:

36 за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание.

37 Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.

38 Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее,

39 ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.

(К Римлянам 8:1-39).

3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,

4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,

 (1-е Коринфянам 15:3-4).

9 ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,

10 и вы имеете полноту в Нем,Который есть глава всякого начальства и власти.

11 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;

12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых,

13 и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи,

14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;

15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.

(К Колоссянам 2:9-15).

Полное освящение человеческой плоти как таковой возможно только при воскресении, как Христа, так и человечества. При воскресении Христос освятил человечество, НО НЕ КАЖДОГО КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА, то есть, дал ему возможность освящать свою плоть верой, крещением, покаянием, причастием, но Он не сделал плоть человеческую благодатной Своим Воскресением. Если бы это произошло, то все люди на земле стали бы в одно мгновение святыми, с благодатной плотью, не зависимо от своих убеждений, поступков и вероисповедования. И ЖИЛИ БЫ ВСЕ ВЕЧНО.

12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,

13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

(От Иоанна 1:12,13).

Но так как человек немощен, и совершает грехи и после своего крещения, то поневоле должен просить прощения у Христа. Ибо распинает Агнца Божия ежедневно.

13 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.

14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,

15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,

16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.

(К Ефесянам 2:13-16)

У Димитрия Ростовского даже есть рассказ на эту тему. Где говорится о человеке грешнике, распинающем Христа у иконы «Нечаянная радость».Нечаянная радость

На иконе Божией Матери «Нечаянная Радость» изображен человек, молящийся на коленях перед иконой Пресвятой Богородицы. Иконографическим сюжетом для образа послужило предание об исцелении некоего юноши от плотской страсти через святой образ Владычицы Небесной, описанное в сочинении святителя Димитрия Ростовского «Руно Орошенное». Некий юноша, одержимый многими грехами и ведя порочную жизнь, имел обыкновение молиться перед образом Пречистой, произнося архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Однажды, собираясь вновь на грешное дело, он вдруг увидел, что изображение Божией Матери на иконе ожило, а у Божественного Младенца открылись и кровоточат язвы на руках и ногах, из ребра Его также текла кровь. На вопрос пораженного ужасом молодого человека: «О Госпожа, кто это сделал?» Богородица ответила: «Ты и прочие беззаконники грехами своими вновь распинаете Сына Моего». Только тогда раскрылась перед потрясенным до глубины души юношей бездна его грехопадения, долго молил он в слезах Богородицу и Спасителя о помиловании. Пречистая Дева не оставляла Своих молитв за грешного юношу, пока Господь Иисус Христос не произнес: «Ныне прощаются ему грехи Тебе ради». Кто делает грех, тот от диавола,потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.

(1-е Иоанна 3:8).

открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными».

(Деяния 26:18).

Молодой человек оставил прежнюю греховную жизнь, стал жить честно и благочестиво и до конца своих дней со слезами благодарил Заступницу рода человеческого, молитвами Которой дана была ему не чаянная уже им радость прощения и оставления грехов.

Время и место происхождения первообраза неизвестны. В настоящее время икона Божией Матери «Нечаянная Радость» пользуется большим почитанием среди верующих, списки с образа пребывают почти в каждом православном храме, хотя распространение святой иконы в Москве началось с середины XIX века.

Наиболее почитаемые иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость» пребывают в храме в честь этой иконы в Марьиной Роще, в церкви святого Феодора Стратилата близ Чистопрудного бульвара. Одним из наиболее известным и чтимым списком является образ Божией Матери «Нечаянная Радость», находящийся у левого клироса в храме в честь пророка Илии в Обыденном переулке. Эта икона изначально помещалась в Кремле, в малом храме святых равноапостольных Константина и Елены, затем, после разрушения церкви она была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках. В смутные времена туда свозили все чудотворные и наиболее почитаемые иконы из разрушенных московских храмов. В Ильинский храм икона была передана в июне 1994 года. С тех пор к чудотворному образу Божией Матери в храм, который в народе называют храмом «Нечаянной Радости» прибегают за помощью и утешением многочисленные верующие.

Празднование Май 1; Дек. 9

 И существует акафист этой иконе.

9.    якоже и мы оставляем должником нашим;

 

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,

15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

(От Матфея 6:14,15).

32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;

33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?

34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

(От Матфея 18:32-35).

25 И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.

26 Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.

(От Марка 11:25,26).

Иоанн Златоуст говорит, что можно спастись, прощая всем все нанесенные обиды и оскорбления.

«Далее, так как случается грешить и после купели возрождения (то есть Таинства Крещения. — Сост.), то Спаситель, желая и в этом случае показать Свое великое человеколюбие, повелевает нам приступать к человеколюбивому Богу с молением об оставлении грехов наших и так говорить: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим.

Видишь ли бездну милосердия Божия? После отъятия стольких зол и после неизреченно великого дара оправдания Он опять согрешающих удостаивает прощения. <…>

Напоминанием о грехах Он внушает нам смирение; повелением отпускать другим уничтожает в нас злопамятство, а обещанием за это и нам прощения утверждает в нас благие надежды и научает нас размышлять о неизреченном человеколюбии Божием». (Толкование молитвы Господней святитель Иоанн Златоуст Толкование на святого Матфея евангелиста Творения Т. 7. Кн. 1. СП6., 1901. Репринт: М., 1993. С. 221-226).

«… Спаситель этим не удовлетворился, но, желая показать, какое Он имеет попечение об искоренении между нами злопамятства особо говорит об этом и после молитвы припоминает не другую какую заповедь, а заповедь о прощении, говоря: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит вам Отец ваш небесный (Мф. 6:14).

Таким образом, это отпущение первоначально зависит от нас, и в нашей власти состоит суд, о нас произносимый. Чтобы никто из неразумных, будучи осуждаем за великое или малое преступление, не имел права жаловаться на суд, Спаситель тебя, самого виновного, делает судиею над самим Собою и как бы так говорит: какой ты сам произнесешь суд о себе, Такой же суд и Я произнесу о тебе; если простишь своему собрату, то и от меня получишь то же благодеяние – хотя это последнее на самом деле гораздо важнее первого. Ты прощаешь другого потому что Сам имеешь нужду в прощении, а Бог прощает, Сам ни в чем не имея нужды; ты прощаешь со рабу, а Бог – рабу; ты виновен в бесчисленных грехах, а Бог безгрешен

С другой стороны, Господь показывает Свое человеколюбие тем, что хотя бы Он мог и без твоего дела простить Тебе все Грехи, но Он хочет и в этом благодетельствовать Тебе, во всем доставлять тебе случаи и побуждения к кротости и человеколюбию – гонит из тебя зверство, угашает в тебе гнев и всячески хочет соединить тебя с твоими членами.

Что ты скажешь на это? То ли, что ты несправедливо потерпел от ближнего какое-либо зло? Если так, то, конечно, ближний согрешил против тебя; а если ты претерпел по справедливости, то это не составляет греха в нем. Но и ты приступаешь к Богу с намерением получить прощение в подобных и даже гораздо больших грехах. Притом еще прежде прощения мало ли получил ты, когда уже научен хранить в себе человеческую душу и наставлен кротости? Сверх того и великая награда предстоит тебе в будущем веке, потому что тогда не потребуется от тебя отчет ни в одном грехе твоем. Итак, какого будем достойны мы наказания, если и по получении таких прав оставим без внимания спасение наше? Будет ли Господь внимать нашим прошениям, когда мы сами не жалеем себя там, где все в нашей власти?».  (Толкование молитвы Господней святитель Иоанн Златоуст Толкование на святого Матфея евангелиста Творения Т. 7. Кн. 1. СП6., 1901. Репринт: М., 1993. С. 221-226). 

Но следует различать. Простить долг, потому что не можешь отомстить – это одно, и другое, осознать в себе будущего бога, и не ответить ударом на удар, внутренне презирая оскорбителя. И совсем третье, показать противнику силу, и не стереть его в порошок из любви к нему. Цель одна, а путь далеко не везде божественный.

10.и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго;

Искушение – это всегда проверка на прочность и ощутимое оставление благодати. И никогда нет гарантии, что за ним не последует падение и поражение от лукавого. Поэтому человек не должен надеяться на свои даже божественные силы, а смиренно необходимо просить избавления, как от искушения, так и от лукавого. Понимание своего бессилия – это тоже сила, ведущая к более тесному сближению с Богом. Но оно приходит на основе неудач и поражений.

Следовательно, и в искушении не следует отчаиваться, а во время поражения унывать, но молиться и призывать на помощь Бога, зная, что даже смерть не властна нас разлучить с Ним. И тогда любое поражение будет пьедесталом нашей победы.

 

11.яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Утверждение в себе Царства Бога – это не рефрен в ежедневной молитве перед вкушением пищи, а постоянный труд души, отсечение своеволия и самонадеянности, и утверждение веры на силе Его и славе Его.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *