Святая Матрона Московская — мощи святой Матроны Московской

 

Житие блаженной старицы Матроны

Фотография блаженной старицы Матроны. Матрона Дмитриевна Никонова. 1881г. - 2 мая 1952 г.

 

Московский период жизни старицы Матроны

Фотография блаженной старицы Матроны. Матрона Дмитриевна Никонова. 1881г. - 2 мая 1952 г.

 

Преставление блаженной старицы Матроны

Сходня. Прощание со старицей Матроной. 2 мая 1952 г.
04/03/1998

 

Лития на могиле блаженной старицы Матроны

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II служит литию на могиле блаженной старицы Матроны. Даниловское кладбище. 4 марта 1998 года
08/03/1998

 

Обретение мощей блаженной старицы Матроны

Изнесение обретенных останков блаженной старицы Матроны из Даниловского кладбища. Полночь 8 марта 1998 года
01/05/1998

 

Перенесение мощей блаженной старицы Матроны

Настоятельница игумения Феофания с сестрами встречают мощи блаженной старицы Матроны в Покровском женском монастыре. 1 мая 1998 г.
02/05/1999

 

Канонизация св. прав. блж. Матроны Московской

Икона святой праведной блаженной Матроны Московской

 

Святая Матрона Московская — Биография
Прослушать биографию можно тут

Родилась блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) в 1881
году в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской
губернии. Село это расположено километрах в
двадцати от знаменитого Куликова поля. Родители ее — Димитрий и Наталия,
крестьяне — были людьми благочестивыми, честно трудились, жили бедно. В
семье было четверо детей: двое братьев — Иван и Михаил, и две сестры —
Мария и Матрона. Матрона была младшей. Когда она родилась, родители ее
были уже немолоды.

При той нужде, в которой жили Никоновы, четвертый ребенок мог

стать прежде всего лишним ртом. Поэтому из-за бедности еще до рождения
последнего ребенка мать решила избавиться от него. Об убийстве младенца
во чреве матери в патриархальной крестьянской семье не могло быть и
речи. Зато существовало множество приютов, где незаконнорожденные и
необеспеченные дети воспитывались за казенный счет или на средства
благотворителей. Мать Матроны решила отдать будущего ребенка в приют
князя Голицина в соседнее село Бучалки, но увидела вещий сон. Еще не
родившаяся дочь явилась Наталии во сне в виде белой птицы с человеческим
лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. Приняв сон за
знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в
приют. Дочь родилась слепой, но мать любила свое «дитя несчастное”.

Священное
Писание свидетельствует, что Всеведущий Бог иногда предъизбирает Себе
служителей еще до их рождения. Так, Господь говорит святому пророку
Иеремии: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и
прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя” (Иер.1,5). Господь,
избрав Матрону для особого служения, с самого начала возложил на нее
тяжелый крест, который она с покорностью и терпением несла всю жизнь.

При
крещении девочка была названа Матроной в честь преподобной Матроны
Константинопольской, греческой подвижницы 5 века, память которой
празднуется 9 (22) ноября.

О богоизбранности девочки
свидетельствовало то, что при крещении, когда священник, опустил дитя в
купель, присутствующие увидели над младенцем столб благоухающего легкого
дыма. Об этом поведал родственник блаженной Павел Иванович Прохоров,
присутствовавший при крещении. Священник, отец Василий, которого
прихожане почитали как праведника и блаженного, был несказанно удивлен:
«Я много крестил, но такое вижу в первый раз, и этот младенец будет
свят”. Еще отец Василий сказал Наталии: «Если девочка что-то попросит,
вы обязательно обратитесь прямо ко мне, идите и говорите прямо, что
нужно”.

Он добавил, что Матрона встанет на его место и предскажет
даже его кончину. Так впоследствии и получилось. Однажды ночью
Матронушка вдруг сказала матери, что отец Василий умер. Удивленные и
испуганные родители побежали в дом священника. Когда они пришли, то
оказалось, что он действительно только что скончался.

Рассказывают и о
внешнем, телесном знаке богоизбранности младенца — на груди девочки
была выпуклость в форме креста, нерукотворный нательный крестик. Позже,
когда ей было уже лет шесть, мать как-то стала ругать ее: «Зачем ты
крестик с себя снимаешь?” «Мамочка, у меня свой крестик на груди”, —
отвечала девочка. «Милая дочка, — опомнилась Наталия, — прости меня! А
я-то все тебя ругаю…”

Подруга Наталии позже рассказывала, что,
когда Матрона была еще младенцем, мать жаловалась: «Что мне делать?
Девка грудь не берет в среду и пятницу, спит в эти дни сутками,
разбудить ее невозможно”.

Матрона была не просто слепая, у нее совсем
не было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как
у той белой птицы, что видела ее мать во сне. Но Господь дал ей
духовное зрение. Еще в младенчестве по ночам, когда родители спали, она
пробиралась в святой угол, каким-то непостижимым образом снимала с полки
иконы, клала их на стол и в ночной тишине играла с ними.

Матронушку
часто дразнили дети, даже издевались на нею: девочки стегали крапивой,
зная, что она не увидит, кто именно ее обижает. Они сажали ее в яму и с
любопытством наблюдали, как она наощупь выбиралась оттуда и брела домой.
Поэтому она рано перестала играть с детьми и почти всегда сидела дома. С
семи-восьмилетнего возраста у Матронушки открылся дар предсказания и
исцеления больных.

 Дом Никоновых находился поблизости от церкви Успения Божией Матери.
Храм красивый, один на семь-восемь окрестных деревень. Родители Матроны
отличались глубоким благочестием и любили вместе бывать на
богослужениях. Матронушка буквально выросла в храме, ходила на службы
сначала с матерью, потом одна, при всякой возможности. Не зная, где
дочка, мать обычно находила ее в церкви.


У нее было свое привычное место — слева, за
входной дверью, у западной стены, где она неподвижно стояла во время
службы. Она хорошо знала церковные песнопения и часто подпевала певчим.
Видимо, еще в детстве Матрона стяжала дар непрестанной молитвы.

Когда
мать, жалея ее, говорила Матронушке: «Дитя ты мое несчастное!” — она
удивлялась: «Я-то несчастная? У тебя Ваня несчастный да Миша”. Она
понимала, что ей дано от Бога гораздо больше, чем другим.

Даром
духовного рассуждения, прозорливости, чудотворения и исцеления Матрона
была отмечена Богом с ранних пор. Близкие стали замечать, что ей ведомы
не только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала
приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По
ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К
ней стали ходить и ездить посетители. К избе Никоновых шли люди,
тянулись подводы, телеги с больными из окрестных сел и деревень, со
всего уезда, из других уездов и даже губерний. Привозили лежачих
больных, которых девочка поднимала на ноги. Желая отблагодарить Матрону,
они оставляли ее родителям продукты и подарки. Так девочка, вместо того
чтобы стать обузой для семьи, стала её главной кормилицей.

Родители
Матроны любили ходить в храм вместе. Однажды в праздник мать Матроны
одевается и зовет с собой мужа. Но он отказался и не пошел. Дома он
читал молитвы, пел, Матрона тоже была дома. Мать же, находясь в храме,
все думала о своем муже: «Вот, не пошел”. И все волновалась. Литургия
закончилась, Наталия пришла домой, а Матрона ей говорит: » Ты, мама, в
храме не была”. «Как не была? Я только что пришла и вот раздеваюсь!” А
девочка замечает: «Вот отец был в храме, а тебя там не было”. Духовным
зрением она видела, что мать находилась в храме только телесно.

Как-то
осенью Матронушка сидела на завалинке. Мать ей говорит: «Что же ты
сидишь, холодно, иди в избу”. Матрона отвечает: «Мне дома сидеть нельзя,
огонь мне подставляют, вилами колют”. Мать недоумевает: «Там нет
никого”. А Матрона ей объясняет: «Ты же, мама, не понимаешь, сатана меня
искушает!” Однажды Матрона говорит матери: «Мама, готовься, у меня
скоро будет свадьба”. Мать рассказала священнику, тот пришел, причастил
девочку (он всегда причащал ее на дому по ее желанию). И вдруг через
несколько дней едут и едут повозки к дому Никоновых, идут люди со своими
бедами и горестями, везут больных, и все почему-то спрашивают
Матронушку. Она читала над ними молитвы и очень многих исцеляла. Мать ее
спрашивает: «Матрюшенька, да что же это такое?” А она отвечает: «Я же
тебе говорила, что будет свадьба”.

Ксения
Ивановна Сифарова, родственница брата блаженной Матроны рассказывала,
как однажды Матрона сказала матери: «Я сейчас уйду, а завтра будет
пожар, но ты не сгоришь”. И действительно, утром начался пожар, чуть ли
не вся деревня сгорела, затем ветер перекинул огонь на другую сторону
деревни, и дом матери остался цел.

В отрочестве
ей представилась возможность попутешествовать. Дочь местного помещика,
благочестивая и добрая девица Лидия Янькова, брала Матрону с собой в
паломничества: в Киево-Печерскую лавру, Троице-Сергиеву лавру, в
Петербург, другие города и святые места России. До нас дошло предание о
встрече Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадским, который по
окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ
расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во
всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена —
восьмой столп России”. Значения этих слов матушка никому не объяснила,
но ее близкие догадывались, что отец Иоанн провидел особое служение
Матронушки России и русскому народу во времена гонений на Церковь.

Прошло
немного времени, и на семнадцатом году Матрона лишилась возможности
ходить: у нее внезапно отнялись ноги. Сама матушка указывала на духовную
причину болезни. Она шла по храму после причастия и знала, что к ней
подойдет женщина, которая отнимет у нее способность ходить. Так и
случилось. «Я не избегала этого — такова была воля Божия”.

До
конца дней своих она была «сидячей”. И сидение ее — в разных домах и
квартирах, где она находила приют, — продолжалось еще пятьдесят лет. Она
никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий
крест, данный ей от Бога.

Еще в раннем возрасте
Матрона предсказала революцию, как «будут грабить, разорять храмы и
всех подряд гнать”. Образно она показывала, как будут делить землю,
хватать с жадностью наделы, лишь бы захватить себе лишнее, а потом все
бросят землю и побегут кто куда. Земля никому не нужна будет.

Помещику
из их села Себино Янькову Матрона советовала перед революцией все
продать и уехать за границу. Если бы он послушал блаженную, то не видел
бы разграбления своего имения и избежал ранней, преждевременной смерти, а
дочь его — скитаний.

Односельчанка Матроны,
Евгения Ивановна Калачкова, рассказывала, что перед самой революцией
одна барыня купила дом в Себино, пришла к Матроне и говорит: «Я хочу
строить колокольню”. «Что ты задумала делать, то не сбудется”, —
отвечает Матрона. Барыня удивилась: «Как же не сбудется, когда все у
меня есть — и деньги, и материалы?” Так ничего с постройкой колокольни и
не вышло.

Для церкви Успения Божией Матери по
настоянию Матроны (которая уже приобрела известность в округе и просьба
которой воспринималась как благословение) была написана икона Божией
Матери «Взыскание погибших”. Вот как это произошло.

Однажды
Матрона попросила мать передать священнику, что у него в библиотеке, в
таком-то ряду, лежит книга с изображением иконы «Взыскание погибших”.
Батюшка очень удивился. Нашли икону, а Матронушка и говорит: «Мама, я
выпишу такую икону”. Мать опечалилась — чем же платить за нее? Потом
Матрона говорит матери: «Мама, мне все снится икона «Взыскание
погибших”. Божия Матерь к нам в церковь просится”. Матронушка
благословила женщин собирать деньги на икону по всем деревням. Среди
прочих жертвователей один мужик дал рубль нехотя, а его брат — одну
копейку на смех. Когда деньги принесли к Матронушке, она перебрала их,
нашла этот рубль и копейку и сказала матери: «Мама, отдай им, они мне
все деньги портят”.


Когда собрали необходимую сумму, заказали икону художнику из
Епифани. Имя его осталось неизвестно. Матрона спросила у него, сможет ли
он написать такую икону. Он ответил, что для него это дело привычное.
Матрона велела ему покаяться в грехах, исповедаться и причаститься
Святых Христовых Тайн. Потом она спросила: «Ты точно знаешь, что
напишешь эту икону?” Художник ответил утвердительно и начал писать.

Прошло
много времени, наконец он пришел к Матроне и сказал, что у него ничего
не получается. А она отвечает ему: «Иди, раскайся в своих грехах”
(духовным зрением она видела, что есть еще грех, который он не
исповедал). Он был потрясен, откуда она это знает. Потом снова пошел к
священнику, покаялся, снова причастился, попросил у Матроны прощения.
Она ему сказала: «Иди, теперь ты напишешь икону Царицы Небесной” ( Икона
была написана примерно в 1915 году. Всю жизнь Матрона не расставалась с
ней. Теперь эта икона Божией Матери находится в Москве, в Покровском
женском монастыре).

На собранные по деревням
деньги по благословению Матроны была заказана в Богородицке и другая
икона Божией Матери «Взыскание погибших” (Она находится в
Свято-Успенском монастыре Тульской епархии, в городе Новомосковске).

Когда
она была готова, ее понесли крестным ходом с хоругвями от Богородицка
до самой церкви в Себино. Матрона ходила встречать икону за четыре
километра, ее вели под руки. Вдруг она сказала: «Не ходите дальше,
теперь уже скоро, они уже идут, они близко”. Слепая от рождения говорила
как зрячая: «Через полчаса придут, принесут икону”. Действительно,
через полчаса показался крестный ход. Отслужили молебен, и крестный ход
направился в Себино. Матрона то держалась за икону, то ее вели под руки
рядом с ней. Этот образ Божией Матери «Взыскание погибших” стал главной
местной святыней и прославился многими чудотворениями. Когда бывала
засуха, его выносили на луг посреди села и служили молебен. После него
люди не успевали дойти до своих домов, как начинался дождь.

На
протяжении всей жизни блаженную Матрону окружали иконы. В комнате, где
она прожила впоследствии особенно долго, было целых три красных угла, а в
них — иконы сверху донизу, с горящими перед ними лампадами. Одна
женщина, работавшая в храме Ризоположения в Москве, часто ходила к
Матроне и вспоминала потом, как та ей говорила: «Я в вашей церкви все
иконы знаю, какая где стоит”.

Удивляло людей и
то, что Матрона имела и обычное, как и у зрячих людей, представление об
окружающем мире. На сочувственное обращение близкого к ней человека,
Зинаиды Владимировны Ждановой: «Жаль, матушка, что вы не видите красоту
мира!” — она как-то ответила: «Мне Бог однажды открыл глаза и показал
мир и творение Свое. И солнышко видела, и звезды на небе, и все, что на
земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек…”

Но
есть еще более удивительное свидетельство прозорливости блаженной. 3.
В. Жданова вспоминает: «Матушка была совершенно неграмотная, а все
знала. В 1946 году я должна была защищать дипломный проект «Министерство
военно-морского флота” (я тогда училась в архитектурном институте в
Москве). Мой руководитель, непонятно за что, все время меня преследовал.
За пять месяцев он ни разу не проконсультировал меня, решив «завалить”
мой диплом. За две недели до защиты он объявил мне: «Завтра придет
комиссия и утвердит несостоятельность вашей работы!” Я пришла домой вся в
слезах: отец в тюрьме, помочь некому, мама на моем иждивении, одна
надежда была — защититься и работать.

Матушка
выслушала меня и говорит: «Ничего, ничего, защитишься! Вот вечером будем
пить чай, поговорим!” Я еле-еле дождалась вечера, и вот матушка
говорит: «Поедем мы с тобой в Италию, во Флоренцию, в Рим, посмотрим
творения великих мастеров…” И начала перечислять улицы, здания!
Остановилась: «Вот палаццо Питти, вот другой дворец с арками, сделай так
же, как и там — три нижних этажа здания крупной кладкой и две арки
въезда”. Я была потрясена ее ведением. Утром прибежала в институт,
наложила кальку на проект и коричневой тушью сделала все исправления. В
десять часов прибыла комиссия. Посмотрели мой проект и говорят: «А что,
ведь проект получился, отлично выглядит — защищайтесь!”

Много
людей приезжало за помощью к Матроне. В четырех километрах от Себино
жил мужчина, у которого не ходили ноги. Матрона сказала: «Пусть с утра
идет ко мне, ползет. Часам к трем доползет, доползет”. Он полз эти
четыре километра, а от нее пошел на своих ногах, исцеленный.

Однажды
к Матроне на Пасхальной седмице пришли женщины из деревни Орловки.
Матрона принимала, сидя у окна. Одной она дала просфору, другой — воду,
третьей — красное яйцо и сказала, чтобы она это яйцо съела, когда выйдет
за огороды, на гумно. Женщина эта положила яйцо за пазуху, и они пошли.
Когда вышли за гумно, женщина, как велела ей Матрона, разбила яйцо, а
там — мышь. Они все испугались и решили вернуться обратно. Подошли к
окну, а Матрона говорит: «Что, гадко мыша-то есть?” «Матронушка, ну как
же есть-то его?” «А как же ты людям продавала молоко, тем паче сиротам,
вдовам, бедным, у которых нет коровы? Мышь была в молоке, ты ее
вытаскивала, а молоко давала людям”. Женщина говорит: «Матронушка, да
ведь они не видели мышь-то и не знали, я ж ее выбрасывала оттуда”. — «А
Бог-то знает, что ты молоко от мыша продавала!”

Много людей приходило к Матроне со своими болезнями и скорбями. Имея предстательство пред Богом, она помогала многим.

А.
Ф. Выборнова, отца которой крестили вместе с Матроной, рассказывает
подробности одного из таких исцелений. «Мать моя родом из села Устье, и
там у нее был брат. Однажды встает он — ни руки, ни ноги не двигаются,
сделались как плети. А он в целительные способности Матроны не верил. За
мамой в село Себино поехала дочь брата: «Крестная, поедем скорее, с
отцом плохо, сделался как глупый: руки опустил, глаза не смотрят, язык
еле шевелится”. Тогда моя мать запрягла лошадь и они с отцом поехали в
Устье. Приехали к брату, а он на маму посмотрел и еле выговорил
«сестра”. Собрала она брата и привезла к нам в деревню. Оставила его
дома, а сама пошла к Матрюше спросить, можно ли его привезти. Приходит, а
Матрюша ей говорит: «Ну что, говорил твой брат, что я ничего не могу, а
сам сделался, как плетень”. А она его еще не видела! Потом сказала:
«Веди его ко мне, помогу”. Почитала над ним, дала ему воды, и на него
напал сон. Он уснул как убитый и утром встал совсем здоровым. «Благодари
сестру, ее вера тебя исцелила”, — только и сказала Матрона брату”.

Помощь,
которую подавала Матрона болящим, не только не имела ничего общего с
заговорами, ворожбой, так называемым народным целительством,
экстрасенсорикой, магией и прочими колдовскими действиями, при
совершении которых «целитель” входит в связь с темной силой, но имела
принципиально отличную, христианскую природу. Именно поэтому праведную
Матрону так ненавидели колдуны и различные оккультисты, о чем
свидетельствуют люди, близко знавшие ее в московский период жизни.
Прежде всего Матрона молилась за людей. Будучи угодницей Божией, богато
наделенная свыше духовными дарами, она испрашивала у Господа чудесную
помощь недугующим. История Православной Церкви знает много примеров,
когда не только священнослужители или монахи-аскеты, но и жившие в миру
праведники молитвой врачевали нуждающихся в помощи.

Матрона
читала молитву над водой и давала ее приходившим к ней. Пившие воду и
окроплявшиеся ею избавлялись от различных напастей. Содержание этих
молитв неизвестно, но, конечно, тут не могло быть и речи об освящении
воды по установленному Церковью чину, на что имеют каноническое право
лишь священнослужители. Но также известно, что благодатными целительными
свойствами обладает не только святая вода, но и вода некоторых
водоемов, источников, колодцев, ознаменованных пребыванием и молитвенной
жизнью близ них святых людей, явлением чудотворных икон.

В
1925 году Матрона перебирается в Москву, в которой проживет до конца
своих дней. В этом огромном столичном городе было множество несчастных,
потерянных, отпавших от веры, духовно больных людей с отравленным
сознанием. Живя около трех десятилетий в Москве, она совершала то
духовно-молитвенное служение, которое многих отвратило от гибели и
привело ко спасению.

Москву блаженная очень
любила, говорила, что «это святой город, сердце России”. Оба брата
Матроны, Михаил и Иван, вступили в партию, Михаил стал сельским
активистом. Понятно, что присутствие в их доме блаженной, которая целыми
днями принимала народ, делом и примером учила хранить веру
православную, становилось для братьев невыносимым. Они опасались
репрессий. Жалея их, а также стариков родителей (мать Матроны скончалась
в 1945 году), матушка и переехала в Москву. Начались скитания по родным
^знакомым, по домикам, квартирам, подвалам. Почти везде Матрона жила
без прописки, несколько раз чудом избежала ареста. Вместе с ней жили и
ухаживали за ней послушницы — хожалки.

Это был
новый период ее подвижнической жизни. Она становится бездомной
странницей. Порой ей приходилось жить у людей, относившихся к ней
враждебно. С жильем в Москве было трудно, выбирать не приходилось.

3.В.
Жданова рассказывала, какие лишения порой приходилось претерпевать
блаженной: «Я приехала в Сокольники, где матушка часто жила в маленьком
фанерном домике, отданном ей на время. Была глубокая осень. Я вошла в
домик, а в домике — густой, сырой и промозглый пар, топится железная
печка-буржуйка. Я подошла к матушке, а она лежит на кровати лицом к
стене, повернуться ко мне не может, волосы примерзли к стене, еле
отодрали. Я в ужасе сказала: «Матушка, да как же это? Ведь вы же знаете,
что мы живем вдвоем с мамой, брат на фронте, отец в тюрьме и что с ним —
неизвестно, а у нас — две комнаты в теплом доме, сорок восемь
квадратных метров, отдельный вход; почему же вы не попросились к нам?”
Матушка тяжело вздохнула и сказала: «Бог не велел, чтобы вы потом не
пожалели”.

Жила Матрона до войны на Ульяновской
улице у священника Василия, мужа ее послушницы Пелагеи, пока он был на
свободе. Жила на Пятницкой улице, в Сокольниках (в летней фанерной
постройке), в Вишняковском переулке (в подвале у племянницы), жила также
у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском, гостила у племянника в
Сергиевом Посаде (Загорске), в Царицыно. Дольше всего (с 1942 по 1949
год) она прожила на Арбате, в Староконюшенном переулке. Здесь в
старинном деревянном особняке, в 48-метровой комнате, жила односельчанка
Матроны, Е.М. Жданова с дочерью Зинаидой. Именно в этой комнате три
угла занимали иконы, сверху донизу. Перед иконами висели старинные
лампады, на окнах — тяжелые дорогие занавески (до революции дом
принадлежал мужу Ждановой, происходившему из богатой и знатной семьи).

Рассказывают,
что некоторые места Матрона покидала спешно, духом предугадывая
готовящиеся неприятности, всегда накануне прихода к ней милиции, так как
жила без прописки. Времена были тяжелые, и люди боялись ее прописать.
Тем она спасала от репрессий не только себя, но и приютивших ее хозяев.

Много
раз Матрону хотели арестовать. Были арестованы и посажены в тюрьму (или
сосланы) многие из ее ближних. Зинаида Жданова была осуждена как
участница церковно-монархической группы. Ксения
Ивановна Сифарова рассказывала, что племянник Матроны Иван жил в
Загорске. И вдруг она мысленно вызывает его к себе. Пришел он к своему
начальнику и говорит: «Хочу у вас отпроситься, прямо не могу, надо мне к
моей тете ехать”. Он приехал, не зная, в чем дело. А Матрона ему
говорит: «Давай, давай, перевези меня скорей в Загорск, к теще своей”.
Только они уехали, как пришла милиция. Много раз так было: только хотят
ее арестовать, а она накануне уезжает.

Анна
Филипповна Выборнова вспоминает такой случай. Однажды пришел милиционер
забирать Матрону, а она ему и говорит: «Иди, иди скорей, у тебя
несчастье в доме! А слепая от тебя никуда не денется, я сижу на постели,
никуда не хожу.” Он послушался. Поехал домой, а у него жена от керогаза
обгорела. Но он успел довести ее до больницы. Приходит он на следующий
день на работу, а у него спрашивают: «Ну что, слепую забрал?” А он
отвечает: «Слепую я забирать никогда не буду. Если б слепая мне не
сказала, я б жену потерял, а так я ее все-таки в больницу успел
отвезти”.

Живя в Москве, Матрона бывала в своей деревне — то вызовут ее по какому-то делу, то соскучится по дому, по матери. Внешне
жизнь ее текла однообразно: днем -прием людей, ночью — молитва. Подобно
древним подвижникам, она никогда не укладывалась спать по-настоящему, а
дремала, лежа на боку, на кулачке. Так проходили годы.

Как-то
в 1939 или 1940-м году Матрона сказала: «Вот сейчас вы все ругаетесь,
делите, а ведь война вот-вот начнется. Конечно, народу много погибнет,
но наш русский народ победит”.

В начале 1941
года двоюродная сестра 3. В. Ждановой Ольга Носкова спрашивала у матушки
совета, идти ли ей в отпуск (давали путевку, а ей не хотелось ехать
отдыхать зимой). Матушка сказала: «Нужно идти в отпуск сейчас, потом
долго-долго не будет отпусков. Будет война. Победа будет за нами, Москву
враг не тронет, она только немного погорит. Из Москвы уезжать не надо”.

Когда
началась война, матушка просила всех приходящих к ней приносить ивовые
ветки. Она их ломала на палочки одинаковой длины, очищала от коры и
молилась. Ее ближние вспоминали, что пальцы ее были в ранках. Матрона
могла духовно присутствовать в различных местах, для ее духовного взора
пространства не существовало. Она часто говорила, что бывает невидимо на
фронтах, помогает нашим воинам. Она передала всем, что в Тулу немцы не
войдут. Ее пророчество оправдалось.

В день
Матронушка принимала до сорока человек. Люди приходили со своими бедами,
душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи, кроме
тех, кто приходил с лукавым намерением. Иные видели в матушке народную
целительницу, которая в силах снять порчу или сглаз, но после общения с
ней понимали, что перед ними Божий человек, и обращались к Церкви, к ее
спасительным таинствам. Помощь ее людям была бескорыстной, она ни с кого
ничего не брала.

Молитвы матушка читала всегда
громко. Знавшие ее близко говорят о том, что молитвы эти были
известные, читаемые в храме и дома: «Отче наш”, «Да воскреснет Бог”,
девяностый псалом, «Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти” (из
утренних молитв). Она подчеркивала, что помогает не сама, а Бог по ее
молитвам: «Что, Матронушка — Бог, что ли? Бог помогает!” — отвечает она
Ксении Гавриловне Потаповой на просьбу помочь ей.

Исцеляя
недужных, матушка требовала от них веры в Бога и исправления греховной
жизни. Так, одну посетительницу она спрашивает, верует ли она, что
Господь силен ее исцелить. Другой, заболевшей падучей болезнью, велит не
пропускать ни одной воскресной службы, на каждой исповедоваться и
причащаться Святых Христовых Тайн. Живущих в гражданском браке она
благословляет обязательно венчаться в Церкви. Всем обязательно носить
нательный крест.

Пресвятая Богородица 


С чем
приходили к матушке люди? С обычными бедами: неизлечимая болезнь,
пропажа, уход мужа из семьи, несчастная любовь, потеря работы, гонения
со стороны начальства… С житейскими нуждами и вопросами. Выходить ли
замуж? Менять ли место жительства или службы? Не меньше было болящих,
одержимых разными недугами: кто-то внезапно занемог, кто-то ни с того,
ни с сего начал лаять, у кого-то руки-ноги свело, кого-то преследуют
галлюцинации. В народе таких людей называют «порчеными” колдунами,
знахарями, чародеями. Это люди, которым, как говорят в народе,
«сделали”, которые подверглись особому демоническому воздействию.

Однажды
четверо мужчин привели к Матроне старушку. Она махала руками, как
ветряная мельница. Когда матушка отчитала ее, она ослабла и исцелилась.

Прасковья
Сергеевна Аносова, часто посещавшая в психиатрической лечебнице своего
брата, вспоминает: «Однажды, когда мы ехали к нему, с нами ехал мужнина с
женой — дочь из больницы выписывать. Обратно мы опять ехали вместе.
Вдруг эта девушка (ей было 18 лет) начала лаять. Я и говорю ее маме:
«Жаль мне вас, мы мимо Царицыно едем, давай завезем дочку к
Матронушке…” Отец этой девушки, генерал, сначала и слышать ничего не
хотел, говорил, что все это выдумки. Но жена его настояла, и мы поехали к
Матронушке… И вот стали девушку подводить к Матронушке, а она
сделалась как кол, руки как палки, потом стала на Матронушку плевать,
вырывалась. Матрона говорит: «Оставьте ее, теперь она уже ничего не
сделает”. Девушку отпустили. Она упала, стала биться и кружиться по
полу, ее стало рвать кровью. А потом эта девушка уснула и проспала трое
суток. За ней ухаживали. Когда она очнулась и увидела мать, то спросила:
«Мама, где мы находимся?” Та ей отвечает: «Мы, дочка, находимся у
прозорливого человека…” И все ей рассказала, что с ней было. И с этого
времени девушка совершенно исцелилась”.

З.В.
Жданова рассказывает, что в 1946 году в их квартиру, где жила тогда
Матрона, привели женщину, которая занимала высокое положение. У нее
сошел с ума единственный сын, муж погиб на фронте, сама она, конечно,
была безбожницей. Она ездила с больным сыном в Европу, но известные
врачи помочь ему не смогли. «Я пришла к вам от отчаяния, — сказала она, —
мне идти некуда”. Матрона спросила: «Если Господь вылечит твоего сына,
поверишь ли ты в Бога?” Женщина сказала: «Я не знаю, как это — верить”.
Тогда Матрона попросила воды и в присутствии несчастной матери стала
громко читать над водой молитву. Подавая ей затем эту воду, блаженная
сказала: «Поезжай сейчас в Кащенко (психиатрическая больница в Москве. —
Прим. ред.), договорись с санитарами, чтобы они его крепко держали,
когда будут выводить. Он будет биться, а ты постарайся плеснуть этой
водой ему в глаза и обязательно попади в рот”.

Зинаида
Владимировна вспоминает: «Через некоторое время мы с братом стали
свидетелями, как эта женщина вновь приехала к Матроне. Она на коленях
благодарила матушку, говоря, что теперь сын здоров. А дело было так. Она
приехала в больницу и все сделала, как матушка велела. Там был зал,
куда с одной стороны барьера вывели ее сына, а она подошла с другой
стороны. Пузырек с водой был у нее в кармане. Сын бился и кричал: «Мама,
выброси то, что у тебя лежит в кармане, не мучай меня!” Ее поразило:
откуда он узнал? Она быстро плеснула водой ему в глаза, попала в рот,
вдруг он успокоился, глаза стали ясными, и он сказал: «Как хорошо!”
Вскоре его выписали”.

Часто Матрона накладывала
руки на голову и говорила: «Ой, ой, сейчас я тебе крылышки подрежу,
повоюй, повоюй пока!” «Ты кто такой?” — спросит, а в человеке вдруг
зажужжит. Матушка опять скажет: «Ты кто?” — и еще сильнее зажужжит, а
потом она помолится и промолвит: «Ну, повоевал комар, теперь хватит!” И
человек уходит исцеленный.

Помогала Матрона и
тем, у кого не ладилась семейная жизнь. Однажды к ней пришла женщина и
рассказала, что ее замуж выдали не по любви, и с мужем она плохо живет.
Матрона ей отвечает: » А кто виноват? Виновата ты. Потому что у нас
Господь глава, а Господь в мужском образе, и мужчине мы, женщины, должны
подчиняться, ты должна венец сохранить до конца жизни своей. Виновата
ты, что плохо с ним живешь…” Женщина эта послушала блаженную, и ее
семейная жизнь наладилась.

Святая Матрона Московская — мощи святой Матроны Московской

Где находятся мощи святой Матроны?

 

Святая блаженная старица Матрона Московская — одна из наиболее почитаемых русских святых двадцатого столетия. Простая неграмотная крестьянка, слепая, обездвиженная, бездомная, четверть века скитавшаяся
по московским домам, Матрена Дмитриевна Никонова привлекала к себе людей даром исцеления и предсказания, но самое главное — глубокой церковной
верой.

Святая Матрона Московская

Покровский монастырь (ул. Таганская, 58), где пребывают мощи старицы —
чуть ли не самая посещаемая московская обитель. В любое время года
очередь к мощам блаженной Матроны растягивается на несколько часов. К
блаженной старице притекают с простыми житейскими просьбами — молитвами
об удачном замужестве, об исцелении тяжких недугов, о решении семейных
неурядиц, о работе…

Поклониться всенародно любимой святой можно не только в Покровском
монастыре. Частицы мощей праведницы находятся во многих московских
храмах.

Очередь к мощам святой Матроны в Покровском монастыре

В храме Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище
(Измайловское шоссе, дом 2) можно помолиться перед иконой святой Матроны
с частицей мощей и перед другими ценными святынями: иконой святых
благоверных князя Петра и княгини Февронии с частицами их мощей, а также
иконой блаженного Августина, епископа Иппонийского, также с частицей
мощей.

Храм Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище

В храме святой благоверной княгини Евфросинии Московской (Нахимовский
проспект, влад.6) также есть икона с частицей мощей блаженной Матроны, а
также частицы мощей многих других святых, в числе которых:
великомученица Варвара, святой благоверный князь Александр Невский,
святитель Тихон Московский, святитель Димитрий Московский и другие.

В храме святых бессребренников Косьмы и Дамиана в Шубино (Столешников
пер., 2) также есть икона блаженной Матроны с частицей мощей.


Храм святых бессребреников Косьмы и Дамиана в Шубине.

Такая же икона пребывает в храме Воскресения Словущего в Филипповском переулке.

Храм Воскресения Словущего в Филипповском переулке (Иерусалимское подворье)

На подворье Соловецкого монастыря — в храме великомученика Георгия
Победоносца в Ендове (ул. Осипенко, 6) — кроме частицы мощей блаженной
Матроны, пребывают частицы мощей других святых: святого великомученика
Георгия Победоносца, святого великомученика Пантелеимона и других.

 

Храм св. вмч. Георгия Победоносца в Ендове

В храме святителя Григория Неокесарийского в Дербицах (Большая
Полянка, 29а) также можно поклониться не только блаженной старице
Матроне, но и святителям Григорию Неокесарийскому и Григорию Богослову,
чьи мощи также находятся в храме.

Московский храм святителя Григория Неокесарийского в Дербицах.

Особая святыня, связанная с почитанием святой Матроны Московской,
хранится в храме святого Мартина Исповедника в Алексеевской Новой
слободе (улица Александра Солженицына, дом 15) — погребальная рубашка
старицы.

храм святого Мартина Исповедника в Алексеевской Новой
слободе

В самом Покровском монастыре находится чуть менее известная святыня,
связанная с именем блаженной — икона Божией Матери «Взыскание погибших».
Часто оказывается, что к этому чудотворному образу очередь совсем
небольшая или вовсе отсутствует. За эту икону мы можем поблагодарить
блаженную старицу Матрону Московскую — образ написан по ее
благословению.

 

Святая блаженная  Матрона Московская моли Бога о нас !

 

 

По материалам сайта — Православие и мир

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *