Древние синагоги Галилеи

Путешествия по Земле Израиля — Древние синагоги Галилеи

закат

Первые синагоги (дома собраний) на земле Израиля появились более 2 тысяч лет назад.
Еще стоял храм в Иерусалиме, и там регулярно проводились богослужения, а уже были общественные здания, где собирались для чтения Торы и изучения заповедей. Именно так написано на одном дверном косяке, найденном археологами в городе Давида: «Теодотус сын Ватинос, коэн и глава дома собраний, сын главы дома собраний, внук главы дома собраний, построил этот дом собраний для чтения Торы и изучения заповедей»
После разрушения 10-ым римским легионом Храма и всего Иерусалима, значение синагоги в повседневной еврейской жизни еще повысилось.
Религиозный обряд жертвоприношений, который осуществлялся только в Храме, был заменен на общественную молитву, и синагога кроме дома собраний и дома учений стала еще и домом совместной молитвы.
После жестого подавления восстания Бар Кохбы во 2-ом веке нашей эры, центр еврейской жизни Израиля переместился в Галилею. И именно тут мы встречаем наибольшее количество древних синагог времен Рима и Византии.
Около трех десятков развалин монументальных зданий, и все они имеют еврейскую символику, и все обращены на юг к Иерусалиму.
В своем коротком эссе я ни в коем случае не претендую на подробное и детальное описание каждой галилейской синагоги. Это скорее небольшая виртуальная экскурсия лишь по некоторым из них.
Итак, в путь. Начнем с севера и будем постепенно продвигаться на юг.

Барам.

На крайнем израильском севере, недалеко от границы с Ливаном есть национальный парк Барам. Местные молодожены приезжают сюда сфотографироваться накануне свадьбы. Уж больно красив и романтичен монументальный фасад древней синагоги на фоне зеленой лужайки.
Это самый целый, самый хорошо сохранившийся фасад синагоги, выполненный в стиле римского барокко. Римская архитектура считается типичной для храмов в Римской империи, когда внешнему блеску предавалась намного больше значения, нежели внутреннему убранству.
В фасаде, обращенном на юг к Иерусалиму, есть три входа, орнаменты виноградной лозы и надпись на иврите: «Да будет мир в этом месте и в каждом доме Израиля. Иосе бар-Леви сделал эту притолоку. Да будет благословен труд его. Шалом».

Мирон.

На горе Мирон около могилы Рашби (раби Шимон бар Иохай) возвышаются живописные развалины древней синагоги. Типичный, обращенный к Иерусалиму фасад, частично сохранившиеся каменные скамьи по периметру большого зала, осколки колон. Угловые колоны были тут в форме сердца – возможно, использовались в строительство повторно, взятые из более древней синагоги иродинского периода.
Могила Рашби на горе Мирон считается вторым местом по популярности посещения после стены плача. И странно, что только немногие из туристов и паломников поклонившись могиле и полюбовавшись панорамой соседних гор, проходят 100 метров до развалин древней синагоги.

Коразим

В Талмуде написано что пшеница самого высокого качества выращивалась именно на полях поселка Коразим.
А в христианском новом завете Коразим ( Хоразин) упоминается вместе с Кфар Нахумом (Капернаум) и Бейт-Цайдой (Вифсаида) как еврейский поселок жители которого не приняли Иисуса в качестве мессии и поэтому были им прокляты.
Сейчас здесь национальный парк Коразим. И кроме внушительных размеров красивейшей синагоги из черного базальта есть и остатки всего поселка. Все тут построено из базальта.
Место очень интересное и живописное.

Кфар Нахум

Немного южнее и ниже Коразима, на северном берегу Кинерета, есть развалины синагоги в поселке византийского периода Кфар Нахум.
Выстроенное из привезенного белого известняка здание синагоги ярко выделяется на фоне черных базальтовых гор.
Кроме резных капителей колон, фасад здания был богато украшен цветочными орнаментами , изображениями меноры, скинии и ковчега завета.
Интересно, что в тоже время когда действовала эта синагога, рядом уже находилась и христианская церковь. Значит, поселок во времена Византии был со смешанным еврейско-греческим населением.

Арбель.

Не там, где крутой отвес горы Арбель нависает над Кинеретом, а с другой пологой стороны, был еврейский поселок и конечно синагога.
Сохранившиеся колоны и стены этой синагоги были построены в византийский период. и возможно на месте более древней синагоги. При раскопках было обнаружено, что здание перестраивалось: из квадратного стало прямоугольным, фасад был перенесен на южную сторону. А так же достроено возвышение у южной стены — в сторону Иерусалима.

Хирбет Хамам.

Если от синагоги Арбель спустится вниз по вади Хамам , то немного не доходя арабской деревни Хамам, можно увидеть еще одни раскопки еврейской деревни. В отличии от всех других подобных археологических объектов, тут нет следов с византийского периода. Поселок был оставлен примерно в первой половине четвертого века.
Мозаичный пол синагоги в хирбет Хамам разделен на 12 панелей и в каждой из них изображен библейский сюжет. Этим изображениям нет аналогов на в подобных еврейских синагогах, ни в искусстве Рима или Византии.
Сейчас мозаика находится в музее Израиля.

Хурват Амудим

Около 65 шоссе, немного севернее перекрестка Голани, возвышаются в чистом поле несколько столбов. Это фасад и колонны древней синагоги.
Много раз я проезжала мимо них , много раз смотрела на колоны через окно машины. Но ни разу так и не получилось остановится, выйти, сфотографировать…

Хамат Тверия

Пару километров южнее Твери Ирода Антипа, находится более древнее еврейское поселение Хамат. Горячие источники, выходящие из недр земли в районе сирийско-африканского разлома, сделали поселку иминдж курорта еще в незапамятные времена.
На мозаичном полу синагоги изображено колесо знаков зодиака, а так же различные тексты.
Национальный парк «Хамат Трерия» место очень популярное, и наверное поэтому я его не фотографировала…

Бейт Альфа.

Мозаика древней синагоги Бейт Альфа была первой раскопанной мозаикой земли Израиля. Еще в 1928 году при строительстве поселка Хевци-ба ., поселенцы столкнулись с этой древностью и сразу поняли что раскопали клад: чудом сохранившийся целый и невредимый пол еврейской синагоги византийского периода. Потом уже подобные изображения колеса знаков зодиака и времен года были обнаружены в Хамат-Тверии, в Ципори и в Эйн-Геди.
Так же на мозаике Бейт Альфа есть изображение различной храмовой утвари, ковчега завета и меноры.

Географически Галилея не кончается на северной границе Израиля, а продолжается до реки Литани. Но на сегодняшней политической карте это территория Ливана, поэтому древние синагоги современного Ливана, а также Сирии временно не доступны для израильских туристов…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *